Федерации Башкирский государственный университет

Закиров Винир Ринатович

Правовые основы организации и деятельности сельских кредитных кооперативов в Российской

Федерации

Специальность: 12.00.06. -природоресурсное право; аграрное право; экологическое право.

Диссертация

на соискание ученой степени кандидата юридических наук

Научный руководитель: доктор юридических наук, профессор Раянов Ф.М.

Уфа - 1999

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

ГЛАВА 1. ОБП1ДЯ ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТАНОВЛЕНИЯ СЕЛЬСКОЙ КРЕДИТНОЙ КООПЕРАЦИИ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ......................................................17

§1. Правовые основы становления и развития сельской кредитной кооперации в

России........................................................................................................................................................17

§2.  Правовое регулирование деятельности сельских кредитных кооперативов в зарубежных странах..............................................................................................................................56

ГЛАВА 2.   СОДЕРЖАНИЕ  ПРАВОВОГО  РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРЕДИТНЫХ КООПЕРАТИВОВ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ...................................................72

§1. Права и обязанности сельских кредитных кооперативов по действукщему

законодательству российской федерации....................................................................................72

§2.  Учет особенности сельских кредитных кооперативов в правовом регулировании их статуса............................................................................................................................................121

ГЛАВА 3.   СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ  ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О СЕЛЬСКИХ КРЕДИТНЫХ КООПЕРАТИВАХ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ............................................138

§1.  Совершенствование правового статуса сельских кредитных кооперативов в условиях рыночных отношений.........................................................................................................138

§2.  Совершенствование финансовых и кредитных функций сельских кредитных

кооперативов в российской федерации......................................................................................152

§3. Праювые проблемы формиювания системы сельской кредитной кооперации ...Л 61

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ............................................169

Введение

Актуальность исследования. В начале последних аграрно-правовых реформ в России (1990 - 1994 гг.) предполагалось, что будет достаточно проведения реформы собственности и имущества для выведения сельского хозяйства из кризиса. Главным считалось предоставление большей свободы в деятельности сельскохозяйст­венных предприятий. Дальнейшая практика показала ошибочность данного суждения: сельское хозяйство впало в глубокий кризис. Причины, приведшие сельское хозяйство к такому состоянию, опи­саны в экономической литературе достаточно подробно. Можно от­метить, что все они связаны с общей экономической обстановкой в стране и непродуманной инновационной и финансово-кредитной по­литикой государства в сфере сельскохозяйственного производства.

Здесь следует заметить, что государственная политика в об­ласти кредитования сельского хозяйства варьировалась от админи­стративного распределения в Советском Союзе до неразумной рас­траты финансовых средств в новой России. К сожалению, данная практика, правда, с небольшими изменениями, сохранилась и в на­стоящее время. Российское правитель ство не выработало единую концепцию развития государственной финансовой поддержки сель­ского хозяйства.

В плановом хозяйстве Советского Союза колхозы и совхозы получали краткосрочные и долгосрочные кредиты. В Госбанке СССР,

1 См., например, Проблемы сельскохозяйственного кредита/ Отв. ред. С.Д. Валентей. М., 1998. С. 3 - 98.

а затем Агропромбанке СССР, кредиты выдавались под низкий про­цент и носили некоммерческий характер. Помимо вышеназванных кредитов, банк предоставлял специальные ссуды так называемым планово убыточным хозяйствам, то есть убыточным в рамках уста­новленного для них государством плана и нормативов. Кроме того, периодически проводились списание и пролонгирование долгов кол­хозов и совхозов. Источником для их списания являлся бюджет СССР. В 1990 году списанная задолженность колхозов и совхозов была отнесена на государственный долг СССР.

Такая система неизбежно порождала финансовую безответст­венность и иждивенчество сельскохозяйственных производителей, формировала особый стереотип поведения администрации хозяйств. Дешевизна и некоммерческий характер кредита, бюрократический способ его распределения превращали кредитную систему в меха­низм расчетно-кассового обслуживания плана, а не в реальный ин­струмент регулирования аграрного сектора, повышения эффективно­сти ресурсов, в том числе инвестиций.1

С переходом на рельсы рыночной экономики сельское хозяйст­во столкнулось с отсутствием адекватной кредитной системы, от­вечающей всем требованиям рыночной экономики. Агропромбанк РСФСР, призванный в Советском Союзе проводить кредитование и расчетно-кассовое обслуживание сельскохозяйственных предпри­ятий, стал коммерческим банком и определил своей основной целью деятельности извлечение прибыли от совершения банковских опера­ций. К новым условиям банка сельскохозяйственные предприятия были явно не готовы.

1 Об этом подробнее см. : Серова Е., Янбых Р. Кредитование сельского хозяйства в России: состояние и перспективы// Вопр. экономики. 1996. 8. С. 59 - 60.

В связи с этим основное бремя по проведению кредитной кам­пании в сельском хозяйстве легло на федеральное правительство. Для этого привлекались коммерческие банки (в основном Агропром­банк и его региональные отделения или бывшие региональные отде­ления, ставшие самостоятельными учреждениями). Кредит, выдавае­мый из федерального бюджета для сельскохозяйственных предпри­ятий, был льготный не только по процентам (28% годовых для кол­хозов и совхозов, 8% - для фермеров), но и по срокам его пога­шения . Он выдавался почти на год, в то время как средний срок краткосрочных кредитов в коммерческих банках составлял два или три месяца.

Централизованные кредиты выделялись под определенные цели, коммерческим банкам вменялось обязанность следить за целевым использованием средств. Но в связи с отсутствием надлежащего контроля со стороны государства за целевым использованием цен­трализованных кредитов, коммерческие банки перепродавали эти кредиты вне аграрного сектора.

Данная практика продолжалась с некоторыми изменениями вплоть до 1995 года, после которого федеральное правительство из-за отсутствия достаточных денежных средств в федеральном бюджете для кредитования сельскохозяйственных предприятий при­менило схему товарного кредитования.

Помимо коммерческих банков, которые принимали участие в кредитовании сельскохозяйственных предприятий за счет централи­зованных ресурсов, существовали и другие банки. Но они не при­нимали активное участие в кредитовании сельскохозяйственных то­варопроизводителей из-за высокого риска невозврата кредита. В то же время, сельскохозяйственные предприятия были не в состоя­нии получать кредиты в коммерческих банках из-за их дороговизны и краткосрочности.

В настоящее время основным источником финансирования сель­скохозяйственных предприятий является специальный фонд для кре­дитования организаций агропромышленного комплекса на льготных условиях, созданный в соответствии с Указом Президента Россий­ской Федерации от 16 апреля 1996 года 565 «О мерах по стаби­лизации экономического положения и развития реформ в агропро­мышленном комплексе»1 и действующий на основании Положения о по­рядке формирования и использования специального фонда для кре­дитования организаций агропромышленного комплекса на льготных условиях, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 1997 года 2242.

Средства специального фонда для кредитования организаций агропромышленного комплекса на льготных условиях (далее - спе­циальный фонд) используются для краткосрочного кредитования се­зонных затрат организаций агропромышленного комплекса и предос­тавляются им на льготных условиях (с взиманием не более 25 % учетной ставки Центрального банка Российской Федерации), на ос­нове платности, срочности и возврата. Срок предоставления дол­жен составлять не более 1 года.

Однако, как было и раньше, к обслуживанию специального фонда привлекаются коммерческие банки, именуемые уполномоченны­ми. Таким образом, все негативные моменты, которые были присущи кредитной кампании 1993 - 1994 годов, наблюдались и в данном случае. Более того, в результате последнего финансового кризиса стабильность уполномоченных банков была сильно подорвана, а не­которые из них вовсе обанкротились. Поэтому рассчитывать сель-

1  Собрание законодательства Российской Федерации.  1996. 17. Ст. 1956.

2 Российская газета. 1997. 19 марта. 54.

скохозяйственным предприятиям на получение средств из специаль­ного фонда в полном объеме вряд ли возможно.

Следовательно, в настоящее время отсутствуют структуры, в том числе и банковские, которые могли бы прокредитовать сель­скохозяйственные предприятия на приемлемых для них условиях.

Поэтому в условиях кризиса экономики, резкого сокращения государственной поддержки сельскохозяйственного производства и социального развития села в огромной степени возрастает роль мобилизации и использования собственных ресурсов самими сель­скохозяйственными предприятиями, сельским населением на основе взаимопомощи. Тем самым, на повестку дня выдвигается вопрос о воссоздании и всемерном развитии сельской кредитной кооперации.

К тому же в настоящее время в Российской Федерации создана законодательная основа функционирования не только разнообразных организационно-правовых форм предприятий в сфере самого сель­ского хозяйства, но и также в сфере его кредитования и финанси­рования. Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 8 декабря 1995 года 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" позволяют организовать различные формы кредитования сельского хозяйства, в том числе и через сельские кредитные кооперативы.

Однако реальная работа по организации сельских кредитных кооперативов в Российской Федерации осуществляется еще с боль­шими трудностями. Причин здесь много. К их числу относится и отсутствие качественного правового обеспечения организации и деятельности сельских кредитных кооперативов. На сегодня отсут­ствует также и научно-правовая концепция становления и развития сельских кредитных кооперативов.

В то же время, как свидетельствует дореволюционная россий­ская практика и опыт зарубежных стран, за сельскими кредитными

кооперативами большое будущее. Они должны получить достойную поддержку в современной Российской Федерации. Поэтому и необхо­димо организовать соответствующие научные исследования в этой области.

Вышеизложенные доводы и обосновывают актуальность исследо­вания вопроса о правовом обеспечении создания в стране сельских кредитных кооперативов для обслуживания сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Целью исследования является выяснение всех параметров пра­вового регулирования организации и деятельности сельских кре­дитных кооперативов в современной России.

Согласно поставленной цели в диссертации ставится задача разработать предложения по совершенствованию правового регули­рования организации и деятельности сельских кредитных коопера­тивов .

Теоретической основой исследования послужили труды совет­ских и российских ученых-правоведов в области гражданского, аг­рарного, земельного и других отраслей права, а также труды со­ветских и российских историков, экономистов в области мелкого кредитования сельхозпроизводителей. Кроме того, автор обращался к научным источникам по общей теории права. При разработке темы имели огромное значение труды таких авторов, как A.M. Ащеулова, С. С. Акманова, Г. А. Аксененка, С.С.Алексеева, С. А. Андрюшина, З.С. Беляевой, А.И. Бобылева, Г.Е. Быстрова, Б.Д. Клюкина, М.И. Козыря, А. П. Корелина, Э.И. Павловой, М.И. Палладиной, Ф.М. Раянова, Е.А. Суханова, А.В. Чаянова, Г.В. Чубукова, В.Ш. Шай-хатдинова, Р.А. Ханнанова, Т.Р. Ханнановой и других.

Методологическими основами исследования выступают диалек­тический материализм и учение о правовом регулировании как важ­нейшем инструменте координации общественных отношений. В ходе

подготовки работы использовались разнообразные научные методы, такие как сравнительно-правовой, формально-логический, систем­но-структурный, исторический и другие общие и частные методы познания действительности.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования явля­ются общественные отношения, складывающиеся в Российской Феде­рации в процессе организации и деятельности сельских кредитных кооперативов. В диссертации исследуется отечественный и зару­бежный исторический опыт создания и регулирования деятельности учреждений мелкого кредитования.

Предметом исследования являются законы Российской империи, СССР и зарубежных стран. Из нормативных правовых актов Россий­ской Федерации настоящего времени были изучены положения Кон­ституции, Гражданского кодекса Российской Федерации, Федераль­ный закон «О сельскохозяйственной кооперации», проект федераль­ного закона «О сельской кредитной кооперации» и многие другие нормативные акты.

Эмпирическая база исследования. Предложения по совершенст­вованию правовых основ организации и деятельности сельских кре­дитных кооперативов, сформулированные в диссертации, основаны на анализе деятельности сельскохозяйственных кредитных потреби­тельских кооперативов в Волгоградской области.

Научная новизна исследования. В настоящей диссертационной работе впервые, применительно к современным условиям Российской Федерации, комплексному теоретико-практическому осмыслению под­вергаются проблемы правового регулирования отношений по созда­нию и функционированию сельских кредитных кооперативов.

Кроме того, автор диссертационной работы впервые попытался проанализировать законодательство и практику в Российской Феде-

10

рации на предмет выяснения имеющихся проблем в организации и деятельности сельских кредитных кооперативов.

Наше исследование проводится в тот период, когда выясни­лось, что финансовые и кредитные отношения между сельхозпроиз­водителями, между последними и государством, другими участника­ми гражданского оборота полностью расстроены. Государство в на­стоящее время пытается найти ту структуру, которая вывела бы эти отношения в нормальное русло. Во многих нормативных право­вых актах упоминается необходимость развития сельских кредитных кооперативов1. Однако системное представление о правовом положе­нии сельского кредитного кооператива еще не сложилось.

1 См. : Указ Президента Российской Федерации от 16 апреля 1996 года 565 "О мерах по стабилизации экономического положения и развитию реформ в агропромьшшенном комплексе" (ред. от 6 января 1999 года)// Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. 17. Ст. 1956; Указ Президента Российской Федерации от 18 июня 1996 года 933 "О Федеральной целевой программе стабилизации агропромьшшенного производства на 1996 -2000 годы" (ред. от 7 ноября 1997 года)// Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. 26. Ст. 3061; Постановление Правительства Российской Федерации от 21 июня 1996 года 723 "О мерах по стабилизации положения и развитию реформ в агропромьшшенном комплексе"// Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. 27. Ст. 3264.; Постановление Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1996 года № 1499 "О Федеральной целевой программе развития крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов на 1996 - 2000 годы"// Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. 1. Ст. 157.

11

Поскольку история российской сельской кредитной кооперации была прервана в конце 20-х годов нынешнего столетия, то и науч­ные разработки как в советское, так и в постсоветское время в этой сфере практически не велись. Лишь с начала 90-х годов на­чали появляться работы, затрагивающие историю деятельности уч­реждений мелкого кредита в Российской империи, Союзе ССР и за рубежом. В большей мере эти работы относятся к сфере экономиче­ской науки. Юристы же эту проблему еще поднимают очень редко. Комплексные труды ученых юристов по этой проблеме вообще отсут­ствуют .

Основные положения, выводы и рекомендации, выносимые на защиту:

1. Положение о том, что в Российской Федерации создана еще только первоначальная правовая база для становления и развития сельских кредитных кооперативов.

Основная работа по формированию правовых основ развития сельских кредитных кооперативов еще предстоит. Федеральный за­кон «О сельскохозяйственной кооперации» предусмотрел возмож­ность создания сельскохозяйственными товаропроизводителями сельских кредитных кооперативов для кредитования и сбережения своих денежных средств. В пункте 8 статьи 4 данного закона пре­дусмотрено, что деятельность кредитных кооперативов будет регу­лироваться указанным законом и специальным, принятым для сель­скохозяйственных кредитных кооперативов, законом. В настоящее время данный специальный закон еще не принят. Идет процесс ос­мысления основных его параметров. В этих условиях важное значе­ние приобретает обобщение опыта создания и деятельности сель­ских кредитных кооперативов, выработка соответствующих рекомен­даций. Данная диссертация как раз и содержит такие рекоменда­ции.

12

2. Вывод о том, что в деле создания и организации деятель­ности сельских кредитных кооперативов в Российской Федерации необходимо использовать опыт создания и функционирования потре­бительских кооперативов и учреждений мелкого кредитования, как дореволюционной России, так и зарубежных стран.

На основе анализа действующих правовых норм о потреби­тельских кооперативах и исторического опыта создания и деятель­ности учреждений мелкого кредитования диссертант доказывает, что создание и деятельность учреждений мелкого кредитования в сельской местности возможно и необходимо. Более того, имеется богатый опыт организации мелкого кредитования как в России про­шлого столетия, так и в зарубежных странах, что вполне приемле­мо и для организации сельских кредитных кооперативов в совре­менной России.

3.  Положение об особенностях правового регулирования дея­тельности сельских кредитных кооперативов.

Учредителями сельских кредитных кооперативов в соответст­вии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона «О сельскохозяйст­венной кооперации» являются сельскохозяйственные товаропроизво­дители, действующие в одном из рискованных для предприниматель­ской деятельности отраслей народного хозяйства. Особенности, при которых осуществляются процессы аграрного производства, обусловливают то, что государство заинтересовано в особом регу­лировании деятельности сельских кредитных кооперативов. Кроме особенностей сельского хозяйства, на деятельность сельских кре­дитных кооперативов влияют также особенности совершаемых ими банковских операций. Отсюда деятельность сельских кредитных кооперативов, с одной стороны, будет связана с риском сельско­хозяйственного производства, а с другой стороны, - осуществля­ется в условиях риска банковских операций. Все это, по мнению

13

диссертанта, является достаточным основанием для того, чтобы государство было заинтересовано в особом регулировании деятель­ности сельских кредитных кооперативов.

4.  Положение о параметрах образования системы сельских кредитных кооперативов в Российской Федерации с учетом обширно­сти  ее   территории  и  разноуровневого   законодательства (федеральное законодательство и законодательство субъектов Рос­сийской Федерации).

Отечественный и зарубежный опыт создания и деятельности учреждений мелкого кредита, к которым относятся и сельские кре­дитные кооперативы, показывает, что объединение в союзы, вхож­дение в систему учреждений мелкого кредита им жизненно необхо­димо и оправданно. Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации» предусматривает возможность создания союзов кредит­ных и иных кооперативов. Однако система сельских кредитных коо­перативов в Российской Федерации еще не образовалась. К тому же, необходимо учитывать федеративное устройство России, уро­вень ее субъектов, которые также могут принять собственное за­конодательство в этой сфере. В диссертации обосновываются соот­ветствующие положения касающиеся данной проблемы.

5.  Положение о необходимости совершенствования правового статуса сельского кредитного кооператива как специализированной организации, отвечающей требованиям как гражданского, так и банковского законодательства.

Установленное Гражданским кодексом Российской Федерации деление всех субъектов гражданского оборота на коммерческие и некоммерческие организации на основе признака наличия или от­сутствия цели извлечения прибыли, по мнению диссертанта, не вполне достаточно для определения статуса сельских кредитных кооперативов. В определении статуса сельского кредитного коопе-

14

ратива необходимо также учитывать банковское законодательство, которое относит все кредитные организации к разряду коммерче­ских. Поэтому определение статуса сельского кредитного коопера­тива в настоящее время как некоммерческой организации противо­речит действующему банковскому законодательству. Правовой же статус сельского кредитного кооператива должен быть определен с учетом всех особенностей его организации и деятельности. В дис­сертации по этому поводу сформулированы соответствующие предло­жения .

6. Вывод о соотношении гражданского законодательства с аг­рарным и банковским законодательствами, в процессе создания и деятельности сельских кредитных кооперативов, как основного за­конодательства со специальными.

Гражданский кодекс Российской Федерации установил жесткие рамки обеспечения выполнения обязательств, в частности, выдачи и возврата кредитов. Это и понятно, ведь Граждански кодекс Рос­сийской Федерации ориентирован на такие отношения, в которых участники свободны друг от друга.

Иная ситуация в сельском кредитном кооперативе. Наличие субсидиарной ответственности каждого члена кооператива ставит его состояние в зависимость от степени исполнения другим членом кооператива своих обязательств. Поэтому каждый в кооперативе заинтересован в том, чтобы другой исполнил свое обязательство в надлежащем виде. Кроме того, в сельском кредитном кооперативе принимают участие знакомые друг другу члены кооператива. Это, в основном, происходит в связи с ограниченностью деятельности кооператива и возможными требованиями к месту нахождения или жительства члена кооператива. В то же время, эти же условия фактически увеличивают степень обеспечения возвратности креди­тов.

15

Наличие таких условий на селе приводит к тому, что соблю­дение всех требований Гражданского кодекса Российской Федерации может привести к усложнению и удорожанию операций сельского кредитного кооператива по кредитованию. Поэтому необходимо для сельских кредитных кооперативов предусмотреть иные требования по обеспечению возвратности кредитов.

7. Конкретные предложения о развитии и совершенствовании финансовых и кредитных операций, осуществляемых сельскими кре­дитными кооперативами.

В частности, в плане совершенствования финансовых и кре­дитных операций сельского кредитного кооператива обосновываются следующие предложения: 1) кредиты в сельском кредитном коопера­тиве должны выдаваться в первую очередь на производственные ну­жды; 2) объем привлекаемых денежных средств членов кооператива должен быть увязан с объемом выдаваемых сельским кредитным коо­перативом кредитов; 3) в специальном законе о сельских кредит­ных кооперативах предусмотреть такой вид обеспечения кредитов, как личное доверие члена кооператива; 4) внести изменения в Гражданский кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "Об ипотеке (залоге недвижимости)", в соответствии с которыми зало­годержатель вправе обратить в свою собственность имущество, яв­ляющееся предметом залога, в случае неисполнения членом коопе­ратива - залогодателем своих обязательств по кредитному догово-

РУ-

В диссертации сформулированы также и другие предложения по совершенствованию правовых основ организации и деятельности сельских кредитных кооперативов.

Научно-практическое значение исследования. Идеи, положе­ния, выводы и рекомендации настоящей работы могут быть исполь­зованы:

16

- в процессе законотворческой работы над проектом феде­рального закона "О сельских кредитных кооперативах";

- в процессе правоприменения, в частности, при урегулиро­вании внутренних отношений в сельском кредитном кооперативе;

- при разработке государственных программ, направленных на создание системы сельских кредитных кооперативов;

- в процессе совершенствования учебно-методического мате­риала по предмету «Аграрное право».

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертации доложены ее автором на научно-практических конференциях (г. Оренбург - 1998 г.; г. Екатеринбург - 1998 г.; г. Уфа - 1998 г.) а также всесторонне изложены в опубликованных работах.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав и списка использованных источников и литературы. Цель и задача исследования предопределили построение и изложение рабо­ты по следующей схеме: рассмотрение истории создания и деятель­ности учреждений мелкого кредита в царской России, в СССР (20-е годы), в настоящее время в России; анализ действующего законо­дательства о сельскохозяйственной кооперации, являющегося пра­вовой базой создания и деятельности сельских кредитных коопера­тивов в современных условиях; совершенствования законодательст­ва о статусе сельского кредитного кооператива, а также норм гражданского и банковского законодательства по обеспечению воз­вратности кредитов; совершенствование финансовых операций сель­ских кредитных кооперативов.

17

Глава 1. Общая правовая характеристика становления сельской кредитной кооперации в России и за рубежом

§1. Правовые основы становления и развития сельской кредитной кооперации в России

Первые кредитные кооперативы для крестьян в России возник­ли в то же время, что и на Западе. Развитие кредитных учрежде­ний было очень противоречивым, на это повлияло общественно-экономическое положение страны, состояние сельского хозяйства, в том числе товарно-денежных отношений. Но всё же существенное влияние на развитие кредитных учреждений для крестьян оказала государственная политика в отношении крестьян. Отступая под на­тиском внедрения капиталистических форм хозяйствования на селе, государство отстаивало общественные устои, отвечавшие, прежде всего, интересам крупных землевладельцев, но в то же время оно старалось не допустить массового разорения крестьян. Аграрная политика государства была противоречивой и непоследовательной, что отразилась на организации и развитии кредитных учреждений для крестьян.1

В истории мелкого кредитования крестьян в дореволюционной России можно выделить три этапа: 1) до реформы 1861 года - по­явление первых кредитных учреждений сословного типа; 2) от 1861 года до 1900-х годов - расширение деятельности, модернизация и появление новых видов кредитных учреждений сословного типа;

1 Корелин А.П. Сельскохозяйственный кредит в России в конце XIX - начале XX в. М., 1988. С. 89.

18

создание новых типов кредитных учреждений - кредитных коопера­тивов; 3) от 1900-х до 1914 года - становление структуры госу­дарственного управления кредитными учреждениями и создание сою­зов кредитных учреждений.

Подробное обращение к истории становления и развития сель­ской кредитной кооперации в России позволит яснее понять отри­цательные последствия того искусственного разрыва, который про­изошел в советское время в кооперативном движении села вообще и в сельском кредитном кооперативном движении, в частности. По существу, сегодня речь идет о возрождении сельского кооператив­ного кредитования, существовавшего когда-то в России.

Проблема сельского кредитного кооператива в дореволюцион­ной России явилась и является предметом исследования историков, экономистов, специалистов банковского дела. В юридической же литературе эта проблема отражения, по существу, не находит. По­этому мы хотели бы в данной работе обратиться к этой проблеме более подробно, подразделяя всю историю становления и развития сельской кредитной кооперации в России на несколько этапов:

а) Сословно-общественный кредит. Первые кредитные учрежде­ния сословного типа в России возникли в начале XIX века по ини­циативе и при полном содействии правительства. К данному типу кредитных учреждений относились: запасные денежные фонды, си­ротские кассы бывших немецких колонистов, мирские заемные капи­талы, коммунальные кассы, удельные банки, вспомогательные кассы и сберегательные кассы для государственных крестьян, инородче­ские, ссудные кассы, сельские и волостные банки, а также ссудо-сберегательные кассы.

Несмотря на некоторые различия в характере деятельности, всех их объединяли общие начала: во-первых, это были строго со­словные учреждения, обслуживавшие только соответствующие разря-

19

ды крестьян; во-вторых, средства их составляли, в основном, крестьянские общественные капиталы; в-третьих, инициатива воз­никновения, общее руководство, непосредственный контроль и рас­поряжение средствами этих заведений принадлежали соответствую­щим ведомствам.1

Появление первых учреждений сословного типа связано с ос­воением земель Новороссии. Хотя средства данных учреждений в основном предназначались на различные общественные нужды, все же они проводили операции по кредитованию отдельных граждан. В 1803 г. по инициативе правительства в Новороссии начались соз­даваться на основе капитала общин бывших немецких колонистов запасные денежные фонды и сиротские кассы. Целью последних яв­лялись: во-первых, - облегчение имущественных разделов в много­детных семьях и обеспечение залоговым кредитом малолетних си­рот; во-вторых, - проведение за счет оставшихся средств иных кредитных операций для населения. В дальнейшем их деятельность существенно расширилась.

За счет продажи излишнего хлеба крестьянских хлебозапасных магазинов в 1814г. на острове Эзель в Новороссии был учрежден первый крестьянский банк. До 1823 г. размер ссуд в одни руки был определен от 500 до 1000 рублей на срок до трех лет и под 6% годовых. Затем размер ссуд был снижен до 200 рублей. Выда­ваемые ссуды носили целевой характер2, а именно: 1) для устрой­ства общественных заведений и вспомоществования крестьянам; 2) для пособий на продовольствие и засев полей; 3) для пособий на

1  Корелин А. П. Сельскохозяйственный кредит в России в конце XIX - начале XX в. М., 1988. С. 86.

2  См подробнее Морачевский В.В Сельскохозяйственный кредит в России. СПб., 1910. VI. С. 71.

20

сельскохозяйственную мелиорацию - осушение полей и удобрение пустырей.

Следующим видом кредитных учреждений сословного типа явля­лись мирские заемные кассы, по численности которые к началу XX в. занимали второе место. Средства для образования заемных ка­питалов составляли отчисления от доходов с мирских оброчных статей, штрафы, реализации имущества, излишки продовольственных капиталов, денежные вклады и всевозможные пожертвования. Они предназначались для «доставления ... крестьянам способов к удов­летворению общих нужд по предметам сельского благоустройства, хозяйственных улучшений и благотворительности, а равно, для то­го чтобы, посредством ссуд из этого капитала содействовать раз­витию сельской промышленности и торговли»1.

Управляли мирскими заемными кассами волостные старшины со­вместно с двумя попечителями, выбираемыми сельскими общинами. Ссуды имели целевой характер: выдавались в основном на общест­венные нужды. Кроме того, практиковалась выдача личных ссуд, которая проводилась или непосредственно из капиталов, или вспо­могательными кассами в порядке и по правилам, предусмотренным для последних. Ссуды из мирских заемных капиталов выдавались в основном под поручительства.

В 1837 г. в государственных имениях бывшей Белотокской об­ласти были созданы коммунальные кассы. После принятия закона от 21 декабря 1859 г. об открытии вспомогательных касс при колони­стских округах Саратовско-Самарской колоний2 территория деятель­ности данных учреждений была увеличена за счет территории Сара-

1 Журнал Министерства государственных имуществ. СПб., 1858. 4.69. С. 14.

2  Полное собрание законов Российской Империи. Собр.  2. СПб., 1861. Т. 34. Отд-ние 2. 35266.

21

товский и Самарской губерний. Капиталы этих касс формировались из особых сборов и предназначались для беспроцентного кредито­вания крестьян на срок до трех лет под закупки продовольствия и семян. Им было предоставлено право обеспечивать ссуды, размер которых был увеличен с 60 до 300 рублей, но только поручитель­ством, нормы которых также увеличивались.*

В том же году открыли свои операции и банки для удельных крестьян, а через три года, в 1840 г., были учреждены вспомога­тельные и сберегательные кассы для государственных крестьян. Удельные банки и вспомогательные кассы действовали на приблизи­тельно одинаковых условиях.

Вспомогательные и сберегательные кассы действовали на ос­новании Правил 1840 года, и первоначально предполагалось раз­дельное их существование. Фактически большинство вкладов сбере­гательных касс направлялось на пополнение оборотных средств вспомогательных касс. Высший надзор за деятельностью вспомога­тельных и сберегательных касс возлагалось на Министерство госу­дарственных имуществ России. Непосредственное руководство бан­ковскими операциями возлагалось на сельскую администрацию - во­лостное правление.

Средства вспомогательных касс, кроме вкладов сберегатель­ных касс, формировались за счет отчисления из общественных кре­стьянских сумм, а также ассигнований учрежденного в 1840 г. хо­зяйственного капитала Министерства государственных имуществ. Они предназначались для выдачи ссуд на общественные и личные потребности с целью «доставления государственным крестьянам

1 См. подробнее: Корелин А.П. Сельскохозяйственный кредит в России в конце XIX - начале XX в. М., 1988. С. 94; Новиков А.Н. Мелкий кредит в России// Вопр. экономики. 1994. 4. С. 75.

22

способов к приобретению заимообразно сумм, потребляемых на удовлетворение разных нужд и на распространение сельской про­мышленности». Общественные ссуды выдавались из расчета не менее 5 рублей на домохозяина на срок 16 лет. Размер личных ссуд ог­раничивался 60 рублями на срок от 5 до 12 месяцев. Предельный взимаемый процент был установлен на уровне 6 процентов годовых. Сберегательные кассы формально были всесословными кредитными учреждениями. Однако вклады принимали только от лиц, проживаю­щих в районе деятельности касс. Процент по вкладам был ограни­чен 4 процентами годовых.1

После отмены крепостного права по манифесту от 19 февраля 1861 г. и с началом реформирования банковской системы России кредитные учреждения сословного типа продолжали развиваться в виде инородческих касс, ссудо-сберегательных касс, в том числе тминных ссудо-сберегательных касс в Царстве Польского, а также сельских и волостных банков.

В 1864 г. были учреждены весьма близкие по характеру со­вершаемых операций мирским заемным кассам инородческие ссудные кассы (башкирские, киргизские, калмыцкие и якутские). Все они фактически исполняли роль запасных продовольственных капиталов для кредитования населения в случае неурожаев и голода.

В 1866 году возникли первые ссудо-сберегательные кассы. Различались два вида организации ссудо-сберегательных касс: на основе правительственных субсидий и на паевой основе.

См. подробнее: Свод узакононений и распоряжений правительства об устройстве сельского состояния и учреждений по крестьянским делам/ Сост. Горемыкин И.Л. СПб., 1893. Т.2. С. 655 - 660, 670; Корелин А.П. Сельскохозяйственный кредит в России в конце XIX - начале XX в. М., 1988. С. 89 - 92.

23

Основной капитал первого вида касс - тминных ссудо-сберегательных - образовался из беспроцентных правительственных ассигнований и отчислений из крестьянских общественных средств. По достижении минимального размера основного капитала (600 -700 рублей) правительственная ссуда передавалась для учреждения новой кассы. Как и у вспомогательно-сберегательных касс, высший надзор осуществлялся Министерством внутренних дел, а непосред­ственное управление местной сельской администрацией - тминные войты, но с двумя выборными членами правления.1

В отличие от вспомогательно-сберегательных касс, ссуда но­сила в большинстве случаев залоговый характер и предоставля­лась, в первую очередь, лицам, занимавшимся сельским хозяйством и владевшим в пределах гминн земельным участком от 1,5 до 30 десятин. Малоземельные крестьяне, а также безземельные сельские работники могли получить ссуду в кассах, но только при поручи­тельстве владельцев недвижимости. Предельный размер ссуд со­ставлял 100 - 200 рублей, но не выше трети оценки заложенной земли. Они выдавались на срок до одного года с б-месячной от­срочкой и с уплатой 8 % годовых.2

Общественные ссудо-сберегательные кассы согласно статье 1 Образцового устава сельских волостных и станичных общественных ссудо-сберегательных касс, утвержденного Министром финансов 5 декабря 1905 года3, учреждались на одно или несколько сельских (волостных, станичных или хуторских) обществ в соответствии с

1 См. подробнее: Бородаевский СВ. Международный конгресс по народному кредиту в Париже. СПб., 1901. С. 64 - 65.

2 Новиков А.Н. Мелкий кредит в России// Вопр. экономики. 1994. 4. С. 75.

3   См подробнее Собрание  узакононений  и  распоряжений правительства. 1906. Отд-ние 2. 11.

24

решением сходов или собраний данных обществ, принятым 2/3 голо­сов. Основной капитал касс на основании данного образцового ус­тава формировался на паевой основе и должен был составлять не менее 500 рублей. В статье 16 Образцового устава было преду­смотрено, что уставный капитал кассы служил обеспечением его обязательств. Уставный капитал кассы мог быть собственный или заемный (статья 17 Образцового устава). Собственный уставный капитал кассы формировался за счет: 1) сумм, отчисляемых обще­ствами, которым принадлежала касса; 2) пожертвований; 3) отчис­лений от прибылей (статья 18 Образцового устава). В то же время заемный уставный капитал кассы составлялся из средств: 1) Управления по делам мелкого кредита, а также иных правительст­венных источников; 2) земств; 3) займов общественных и частных учреждений, а также частных лиц (статья 19 Образцового устава).

Согласно статье 45 Образцового устава ссуды предоставля­лись жителям общества, имеющим свое хозяйство, ремесло или про­мысел, образуемым этими жителями артелям и товариществам и са­мим обществам, которым принадлежала касса. Предельный размер ссуды одному заемщику не превышал 300 рублей (позднее - 1000 рублей), а предельный срок пользования краткосрочной ссудой со­ставлял один год и долгосрочной - пять лет (статьи 3 и 47 Об­разцового устава).

Важную роль играли учрежденные по закону от 25 января 1883 г. сельские и волостные банки1, действовавшие на основе нормаль­ного устава, подготовленного МВД и Министерством финансов2. Ос­новной капитал их составлялся из свободных мирских капиталов,

1  Полное собрание законов Российской Империи. Собр. 3. СПб., 1883. Т. 3. 1336.

2 Вестник финансов, промышленности и торговли. 1886. 10. С.624 - 626.

25

средств земств, отчислений из прибыли, беспроцентных займов ча­стных учреждений лиц, а также за счет пожертвований. Согласно статье 2 нормального устава размер основного капитала должен составлять не менее 300 рублей. При этом частные лица не должны были требовать обратно свои средства впредь до накопления бан­ком объявленного размера основного капитала, размер которого должен быть не менее 300 рублей.1

Целью банков провозглашалось предоставление крестьянам ссуд «для удовлетворения насущных потребностей хозяйства» и по­лучение «доходов от денежных сбережений» (статья 1 нормального устава). Вкладная операция банка предусматривала охват лиц всех сословий, но сумма всех вкладов ограничивалась пятикратным раз­мером основного капитала банка. При этом общее количество вкла­дов до востребования не должно было превышать 50% величины ос­новного капитала банка. Ссуды выдавались лишь крестьянам сель­ских (волостных, станичных или хуторских) обществ, учредивших сельский банк. Максимальный размер ссуды на заемщика не превы­шал 300 рублей, а срок выдачи ссуды ограничивался одним годом с полугодовой отсрочкой. Сельским обществам ссуды выдавались до 3000 рублей под 6 процентов годовых и на срок до трех лет.2

В случае просрочки заемщику-домохозяину предоставлялась неделя для погашения своей задолженности. По прошествии этого срока клиентская задолженность погашалась средствами от продажи имущества должника. Однако к продаже не назначались: «необходимая домашняя утварь, носимое ежедневно платье, жизнен­ные припасы и дрова, в количестве, необходимом на содержание дома в течение месяца, необходимые для производства обычного

1 О сельских банках. Казань, 1888. С. 9-10.

2 Там же. С. 4, 5.

26

промысла орудия, жилая изба с двором, одна лошадь, одна корова, одна телега, одни сани с упряжью и 25 пудов семян, если соот­ветственные яровые и озимые посевы не сделаны»1.

Новое при организации сельского или волостного банка по сравнению с прежними кредитными учреждениями заключалось в сле­дующем.2 Во-первых, непосредственное руководство деятельностью новых банков возлагалось на выборное правление и поверочный со­вет. Причем в правление банка не могли быть избраны волостной старшина, писарь и сельский староста (примечание к статье 11 нормального устава).

Согласно статье 24 нормального устава поверочный совет банка состоял из трех человек, ежегодно избираемых из предста­вителей сельских обществ на мирских сходах. Данный совет имел право определять процентную политику по ссудным и вкладным опе­рациям банка, устанавливать степень благонадежности и кредито­способности заемщиков, а также решать вопросы, связанные с на­ложением взыскания на имущество должников. Правление избиралось на мирском сходе сроком на три года для управления текущей дея­тельностью банка.

Во-вторых, кредит в сельском или волостном банке носил ис­ключительно личный характер: ссуды выдавались на основе оценки личной кредитоспособности заемщика и лишь дополнительно обеспе­чивались круговой ответственностью всех членов общества.

Несмотря на широкую сеть кредитных учреждений сословного типа, отдельные успехи затмевались общей неудовлетворенностью правительства России, которое возлагало на них большие надежды.

1 О сельских банках. Казань, 1888. С. 6.

2  См подробнее: Андркшин С. А Развита кредитования в России// Деньги и кредит. 1996. 7. С. 70.

2 См подробнее: Андрюшин С. А Развитие и формы мелкого

27

Слабая эффективность учреждений объяснялась неподготовленностью крестьян к кредитным операциям как в хозяйственном, так и в культурном отношениях, несовершенством нормативных актов и ус­тавов, определяющих принципы и круг деятельности этих учрежде­ний, некомпетентностью местных властей.

Между тем развитие товарно-денежных отношений в деревне неуклонно расширяло и усиливало потребность крестьян в денежных средствах. В то же время в деревне все еще бурно расцветал тор-гово-ростовщический капитал. Разорение и обнищание деревни, по­стоянное возрастание недоимок, рост крестьянского недовольства серьезно обеспокоило правительство. В этих условиях появился еще один тип кредитных учреждений - кредитные кооперативы, воз­никшие в России едва ли не одновременно с их образованием в Германии, признанной родоначальницей нового начинания.1

б) Кооперативный кредит. Первые кредитные учреждения коо­перативного типа в России были созданы еще в 60-х годах XIX в. В основном они создавались в виде ссудо-сберегательных товари­ществ, наподобие одноименных кредитных учреждений, действовав­ших в Германии. Одним из таких было Рождественское товарищест­во, устав которого был утвержден 22 декабря 1865 года.2

Согласно параграфу 1 устава данного товарищества целью его деятельности было доставление возможности жителям Рождествен­ской волости, во-первых, получать проценты на сберегаемые ими капиталы и, во-вторых, занимать необходимые им деньги на воз-

1 См. подробнее: Корелин А.П. Сельскохозяйственный кредит в России в конце XIX- начале XX в. М., 1988. С. 97; Новиков А.Н. Мелкий кредит в России// Вопр. экономики. 1994. 4. С. 76.

2 Собрание узаконений и распоряжений Правительства. СПб., 1865. Отд-ние 1. 108.

28

можно менее обременительных условиях. На основании параграфа 2 устава членом товарищества мог стать любой житель волости неза­висимо от сословной принадлежности. Но необходимым условием вступления в него было внесение вступительного (1 рубль) и пае­вого (50 рублей) взносов. Высший размер уставной ссуды ограни­чивался 80 рублями. Можно было получить и больше, но для этого требовалось разрешение общего собрания пайщиков и поручительст­во двух членов товарищества. Срок кредита - б месяцев и три ме­сяца отсрочки.

Для популяризации кредитного кооперативного движения и со­действия его развития в России при Московском обществе сельско­го хозяйства 6 ноября 1871 г. Правительством образован особый Комитет по сельским ссудо-сберегательным и промышленным товари­ществам, а затем его Петербургское отделение. Комитетом были изданы книги по теории и практике кредитных кооперативов, со­ставлены нормальные уставы, учитывавшие местные особенности от­дельных регионов, пособия по счетоводству и делопроизводству. Было исходатайствовано разрешение (25 февраля 1872 г.) о креди­товании ссудо-сберегательных товариществ Государственным банком под векселя, подписанные их правлениями, сроком до 9 месяцев и в размере до пятикратной суммы паевого капитала.1

В целях недопущения конкуренции между кооперативными и со­словными кредитными учреждениями правительство, принимая в 1883 г. закон о сельских и волостных банках2, специально оговорило,

1  См подробнее Корелин  А. П Сельскохозяйственный кредит в России в конце XIX- начале XX в. М., 1988. С. 97 - 98; Бородаевский СВ История кооперативного кредита Прага, 1923. С. 116 - 119.

2  Полное собрание законов Российской Империи. Собр. 3. СПб., 1883. Т. 3. 1336.

29

что последние должны учреждаться только там, где нет ссудо-сберегательных товариществ.

Большая часть кредитных кооперативов действовала на основе образцовых уставов, выработанных комитетом и утвержденных Мини­стерством финансов. Всего было разработано около 35 разнообраз­ных типовых уставов. Но, несмотря на все это, основные их поло­жения были едины.

Формально вступить в товарищества мог каждый желающий, проживающий в районе его деятельности. Капитал состоял из паев, которые для большинства учреждений были определены в 50 рублей и могли вноситься единовременно и по частям, а также из частных вкладов и займов. Вкладная операция для членов-пайщиков ограни­чивалась суммами вкладов от 10 копеек до пятикратного размера пая. Ссуды выдавались по личному доверию (в размере до полутор­ного пая) и под поручительство (не более трехкратного размера пая) на срок до 9 месяцев с трехмесячной отсрочкой. Чистая при­быль распределялась среди членов соответственно величине пая. Ответственность за паевой и запасной капиталы несли все пайщики на основе круговой поруки. Товарищества находились под общим надзором Министерства финансов, но в сфере внутреннего управле­ния, строившегося на выборных началах, пользовались определен­ной автономией.1

1 июня 1895 года Император Николай II утвердил Положение об учреждениях мелкого кредита2 (далее - Положение 1895 года). Оно завершило формирование системы кредитных учреждений коопе-

1  См. подробнее: Бородаевский СВ. Кредит. СПб., 1904. С. 191  -192;  Корелин А.П Сельскохозяйственный  кредит  в России в конце XIX - начале XX в. М., 1988. С. 100.

2  Полное собрание законов Российской империи. Собр. 3. СПб., 1895. Т. 15. 11756.

30

ративного типа, в которой особо выделялись волостные и сельские банки, ссудо-сберегательные и кредитные товарищества. Вместе с тем, специальным примечанием к статье 1 Положения 1895 года оговаривалось, что данное Положение не распространяется на вспомогательные и сберегательные кассы, сельские банки удельно­го ведомства, гминные кассы, крестьянские сословные кредитные учреждения, состав и устройство которых определялись издаваемы­ми для них особыми правилами и частными уставами.

Целью кредитных учреждений, согласно статье 2 Положения 1895 года, было предоставление «малодостаточным лицам», а также сельским и станичным обществам, товариществам и артелям и т.п. союзам возможности: «а) получать на необременительных условиях ссуды для удовлетворения хозяйственных потребностей; б) поме­щать сбережения для приращения процентов». В нем был закреплен тезис о целевом характере ссуды, хотя он и был сформулирован в самом общем плане. Кроме того, кредитным учреждениям разреша­лось ведение посреднических операций по закупке предметов, не­обходимых их членам (но только по их поручениям и на их средст­ва) , а также по продаже произведений их труда (пункт «ж» статьи 13 Положения 1895 года). Последнее должно было помочь мелким производителям избежать разорительного посредничества торговцев и ростовщиков.

Создававшийся новый тип учреждений - кредитные товарищест­ва - отличались от ссудо-сберегательных товариществ прежде все­го отсутствием паевых взносов. Основной капитал их образовался из ссуд Государственного банка, выдаваемых под круговое поручи­тельство участников товарищества. Также они могли быть учрежде­ны на суммы пожертвований земских, общественных и частных учре­ждений или частными лицами, а равно за счет ссуды обоих тоже под круговое поручительство всех участников кредитного товари-

31

щества (статья 5 Положения 1895 года). Во всем остальном разли­чия между этими видами товариществ были не очень существенны.

И те, и другие считались всесословными учреждениями, управлялись выборными правлениями и советами. Ссудо-сберегательные товарищества также могли пользоваться кредитом Государственного банка, но только после представления первого годового отчета. Обоим видам кредитных учреждений предоставля­лось право пополнять свои оборотные капиталы за счет займов и вкладов. Вместе с тем, учитывая особое положение ссудо-сберегательных товариществ, Положение 1895 года повысило пре­дельный минимум для членского пая с 10 до 100 рублей (статья 12 Положения 1895 года). Общее управление кредитными учреждениями данного типа сосредоточивалось в Министерстве финансов (статья 23 Положения 1895 года). Но кредитные товарищества фактически вверялись руководству Государственного банка, его IX отделу, который должен был осуществлять контроль над ними через своих представителей - инспекторов (статья 27 Положения 1895 года).

В целом Положением об учреждениях мелкого кредита 1895 го­да ссудная операция ставилась на более широкие и прочные осно­вания. Наряду с краткосрочными ссудами разрешались и долгосроч­ные; предельный срок первых увеличивался до 12 месяцев, вторые предоставлялись на срок до 5 лет. В качестве обеспечения ссуд, помимо личного доверия и поручительства, вводился залог движи­мого и недвижимого имущества. Отдавая решение вопроса об уста­новлении размеров процентов по ссудам, вкладам и займам на ус­мотрение правлений кредитных учреждений. Положение 1895 года ограничило их размер 12% годовых. Взыскание просроченных ссуд предусматривалось проводить через полицию и волостные правле­ния, но лишь с тех имуществ, на которые могло быть по законода­тельству обращено взыскание. Удовлетворение требований кредит-

32

ных учреждений из сумм, вырученных от продажи имущества должни­ка, должно осуществляться в порядке, установленном для мирских сборов. Более детальная регламентация частных вопросов деятель­ности кредитных учреждений данного типа нашла отражение в об­разцовых и частных уставах, которые были разработаны и утвер­ждены в 1896 - 1897 гг.1

На рубеже веков неудовлетворенность общим положением кре­дитных учреждений еще более усилилась. Всероссийский торгово-промышленный съезд (1896 г.. Нижний Новгород), Всероссийский съезд представителей ссудо-сберегательных товариществ (1898 г., Москва), особое совещание о нуждах сельскохозяйственной промыш­ленности (1902 г., Санкт-Петербург) уделили особое внимание этому вопросу. Деятельность Комитета сельских ссудо-сберегательных и промышленных товариществ, разработка проекта устава специального Центрального банка кредитных учреждений оказывали давление на правительство, побуждая его к решению проблем по усилению залоговых и посреднических операций, имуще­ственному обеспечению ссуд, материальному содействию со стороны государства.2

Итогом всего этого явилось утверждение 7 июня 1904 г. но­вого Положения о мелком кредите3 (далее - Положение 1904 года).

1  См подробнее Полное  Собрание  законов  Российской Империи. Собр. 3. СПб., 1895. Т. 15. 11756; Корелин А.П. Сельскохозяйственный кредит в России в конце XIX - начале XX в. М.,  1988.  С.  104  -  109;  Новиков А.Н Мелкий кредит в России//Вопр. экономики. 1994. 4. С. 76 - 77;

2  Новиков А.Н. Мелкий кредит в России//Вопр. экономики. 1994. 4. С. 77.

3  Полное собрание законов Российской Империи. Собр. 3. СПб., 1907. Т.24. 24737.

33

В своей основе оно во многом повторяло старое Положение 1895 года. Но в то же время в него внесены некоторые существенные изменения и дополнения. В соответствии с Положением 1904 года целью кредитных учреждений объявлялась уже не помощь «малодостаточным лицам», как ранее, а вообще способствование сельским хозяевам, земледельцам, ремесленникам, промышленникам и их объединениям (статья 1 Положения 1904 года). Они должны были облегчать и улучшать своим членам производство хозяйствен­ных оборотов, а также способствовать приобретению инвентаря пу­тем снабжения членов кредитных учреждений необходимыми средст­вами по их оборотам.

Основное содержание Положения 1904 года сводилось к сле­дующим четырем направлениям деятельности:

- пополнение учреждений мелкого кредита значительными де­нежными средствами государственных сберегательных касс, Госу­дарственного банка и государственного казначейства;

- реорганизации органов правительственного управления и надзора за мелкими кредитными учреждениями;

- привлечение земств к развитию рынка сельского кредита;

- расширение уставных функций учреждений<