Поздравления воинов с днем защитника Отечества!

 

  "Семнадцать мгновений весны!"

Не кажется ли, что добрейшая кинокартина, уже 30 лет любимая всей страной, послужила на самом деле в русском обществе весьма эффективной рекламой нацизма германского типа? По крайней мере, один крайне правый журналист из поколения "перестроечной" молодежи, предлагающий сегодня создать отечественный аналог СС, уже писал о том, как "подтянутые немцы в щегольской форме" "покоряли наши сердца". И правда, эти симпатичные люди как-то не ассоциируются с той силой, что едва не задавила нас насмерть в 41-м.

 

 

11-я серия.
Нравственные страдания Мюллера достигают наибольшей силы.
Половина зрителей уже влюблена в этого непростого человека с
трудной судьбой. Половина этой половины уже несколько сожалеет
в глубине подсознания о том, что наши взяли Берлин. Кто-то даже
начинает думать, что фильм этот -- о Мюллере, которому мешает
работать двуличный пронырливый негодяй Штирлиц.

Думается, что многочисленные анекдоты и сатирические рассказы
о Штирлице -- это, скорее всего, хотя бы отчасти не происки ЦРУ,
а нормальная реакция советских людей на всякие странности
знаменитого фильма.

* * *
Кстати, аналогично тому, как "Семнадцать мгновений весны"
талантливо прививал симпатию к нацизму, фильмы "Адьютант его
превосходительства" и "Дни Турбиных" талантливо прививали
симпатию к Белой гвардии. Широка ты, русская душа.

 

 

10-я серия.
Апофеоз нацистской пропаганды. Рольф допрашивает русскую
радистку. Он нервничает Видно, что ему противно заниматься этим
делом. Что подобное времяпровождение вообще ему чуждо. Чистоплюй,
гуманист хренов. Он "заводит" себя, чтобы преодолеть моральный
барьер. Он убеждает себя, что это нужно для его Родины. Он пьет
сердечные капли, наконец. Сцена с сердечными каплями -- это
вообще неповторимое великолепие. Именно такие вещи делают фильмы
шедеврами. Какие тончайшие оттенки эмоций и смыслов, какая
потрясающая игра нюансов!
Профессор Плейшнер травится. Одним профессором меньше.
"Мразь" - определил его Штирлиц.
Совершеннейшая неприспособленность
к жизни, готовность завалить любое ответственное дело, дурная
страсть к бумагомарательству. Ну что путного он может
написать?!!
В тюрьме Штирлиц мельком видит шофера Бормана. Лицо шофера
изуродовно побоями, но Штирлиц легко узнает этого человека. Ну,
может быть, со спины. "Шоферная" сюжетная линия -- совершеннейшая
чушь. В фильме это единственное место, где пытаются показать
"звериную" суть нацизма, да и то неуклюже. Как будто для гестапо
не ясно, что шоферу и в самом деле затруднительно запомнить
человека, который ночью садится сзади в машину и к тому же
принимает меры к тому, чтобы его не разглядели. И как будто
гестаповцам неизвестно -- с их-то опытом! -- что если человека
сильно бить, он узнает кого угодно. Вывод один: шофера просто
стали использовать в тюрьме в качестве боксерской груши. Или
пугать других заключенных его видом. Может быть, это и есть
"метод устрашения". Среди прочего, если бы шофер проявлял интерес
к попутчикам Бормана, Борман проявил бы интерес к интересу
шофера. Может быть. Потому что Борман в этом фильме -- большой
лопух, почти такой же большой, как профессор Плейшнер. У Бормана
пропадает шофер, но он не принимает мер к розыску. Наверное, не
может понять, что если будет чихать на своих людей, то его люди
будут чихать на него. Или же гестапо чихать на поисковые усилия
Бормана. В общем, кому-то на кого-то чихать. Впрочем, может быть,
Борман тихо радуется, что не пропал сам. Но Штирлиц все равно
считает его одной из важнейших фигур в Рейхе. Далее, как можно
удержать в тайне нахождение шофера Бормана в руках гестапо? Даже
если его провели по бумагам, скажем, как английского шпиона Хаима
Берковича, он ведь все равно орал на допросах: я шофер Бормана!
Допустим, у гестаповцев один за всех, а все -- за одного, но
тогда почему они не разбили бутылку на голове Штирлица? А если у
них не все за одного, то почему Мюллер не боится, что кто-то
настучит Борману про шофера?

 

 

9-я серия.
Штирлиц бьет Холтофа коньячной бутылкой по голове. После такого
удара выживает не каждый. Я бы наверняка не выжил. Даже Мюллер
недоумевает по поводу этой бессмысленной жестокости, этого
прорыва жгучей ненависти к людям в черном. Ведь дока Штирлиц не
может не догадываться, что Холтоф лишь выполняет свою трудную
работу. Через Ефима Копеляна Мюллер делится, что всего-то и
ожидал, что Штирлиц явится к нему на следующий день с рассказом о
пьяной болтовне Холтофа. На месте Холтофа я бы после этой выходки
Штирлица подловил его в уборной РСХА и разбил у него на голове
две бутылки. А потом написал бы рапорт о том, что не смог
сдержаться, когда Штирлиц стал грубо отзываться о фюрере. На
месте коллег Холтофа я бы подстроил Штирлицу несколько отборных
гадостей, чтобы другим офицерам СД было неповадно обижать
офицеров гестпо, находящихся при исполнении обязанностей. Ясно,
что НАСТОЯЩИЙ Штирлиц никогда бы такой глупости не сделал, даже
в преддверии окончательной победы над нацизмом: это мог сделать
только телевизионный Штирлиц -- ради большей занимательности
сюжета.
Когда обнаруживается, что отпечатки на чемодане русской
радистки и на телефоне в комнате правительственной связи являются
отпечатками Штирлица, Мюллер ПЕРЕЖИВАЕТ. Он расстроен из-за
Штирлица. Это удар по вере Мюллера в существование честных людей.
Мюллер хочет, чтобы подозрение в отношении Штирлица оказалось
ошибочным. Мюллер -- человек, заботящийся о деле, о товарищах,
о Родине. Душевный в общении, нордически сдержанный. Можно
сказать, образец для советских людей. Более проникновенную
пропаганду нацизма придумать трудно. Русские -- народ очень
снисходительный к чужим. Ну скажите, почему так и не появился
теплый фильм о душевном человеке Лаврентии Берия,
о тонком ценителе прекрасного Клименте Ворошилове?

 

8-я серия.
Штирлиц с оглядкой, зигзагами пробирается к машине Бормана.
Только бы не заметили Штирлица. Пусть лучше заметят Бормана. Если
кто-то из голодных и уставших от войны немцев узнает машину
партайгеноссе и бросит в нее заветную, согретую в кармане
гранату -- бережно хранившуюся много лет на подобный случай --
в Москве будут довольны. Не лучше ли было для Штирлица просто
подойти к машине и сесть в нее. От невежливости и нелепости
штирлицева поведения просто коробит.
Борман -- мелкая сошка в аппарате НСДАП. Его телефон напропалую
прослушивают, его шофер куда-то пропадает, а Борман не смеет
раскрыть рта. А может, наоборот, млеет от сознания своей огромной
важности. Гестапо некогда ловить русских шпионов: уследить бы за
Борманом. Ну, может, через Бормана надеются выйти на целую шпион-
скую сеть. Используют партайгеноссе в качестве живца. Штирлица же
подловили как раз на контакте с Борманом! Еще одно объяснение:
Борман проверяет таким образом качество работы гестапо. А еще
можно предположить, что Борман хочет быть примером для работников
аппарата РСХА и потому снисходительно позволяет изучать каждый
свой шаг. Наконец, нельзя исключить, что он страдает своеобразным
извращением, чем-то вроде эксгибиционизма.

* * *
Выводы из фильма:
1. Нацисты часто бывают неплохими людьми (в отношении к "своим",
конечно).
2. Курить можно, а иногда даже нужно.
3. Работа разведчика может потребовать длительного (до 20 лет
и более) полового воздержания.
4. Интеллигенты (типа профессора Плейшнера) -- непрактичный
припыленный народ, и лучше ничего серьезного им не доверять.
5. Всякий норовит обмануть. И сделать подлость. При этом он может
выглядеть симпатичным задушевным человеком -- вроде Штирлица.

 

 

7-я серия.
Штирлиц втирается в доверие к гестаповцу Рольфу, выведывает
у него местоположение русской радистки Кати Козловой и спешит
арестовать ее прежде гестапо. По сути, делает подлость шефу
гестапо Мюллеру и еще большую подлость Рольфу, поскольку тому
надо оправдываться перед Мллером за свою преступную доверчивость.
Но Мюллер в дальнейшем всё равно уважает подлеца Штирлица и не
пользуется случаем размазать его по стенке, когда тот "залетает"
с отпечатками пальцев на чемодане с рацией. Неимоверной снисхо-
дительности человек, наверное, этот Мюллер. Ведь из показанных
в течение всего фильма корректных и даже где-то теплых отношений
между работниками Главного управления имперской безопасности
вовсе не следует, что гадить друг другу было у них настолько
тот Мюллер. Ведь из показанных
в течение всего фильма корректных и даже где-то теплых отношений
между работниками Главного управления имперской безопасности
вовсе не следует, что гадить друг другу было у них настолько
распространенным делом, что пострадавшие даже не обращали на это
внимания.
Дока Штирлиц знает, что линия правительственной связи, через
которую он общается с Борманом, прослушивается, но почему-то не
догадывается браться за дверную ручку в комнату связистов и за
телефонную трубку через носовой платок. Но, может быть, у
Штирлица нет носового платка, потому что, как известно из
популярного анекдота, он любит сморкаться в занавеску. Не родился
ли анекдот именно из этого случая?!
На разыгрываемом допросе Штирлиц призывает русскую радистку не
верить фильмам о немцах, снимаемым в Алма-Ате. В этих фильмах
немцы якобы выставляются дураками, а на самом деле они не такие.
Между тем, эта радистка живет в Германии уже много лет (это
известно по перехваченным радиограммам) -- и общается с немцами
каждый день -- а снимать фильмы в Алма-Ате стали лишь с начала
войны: эвакуировали туда киностудии. Но глупая болтовня Штирлица
почему-то квалифицируется Мюллером как безукоризненная работа.
Кстати, именно в этй серии Штирлиц произносит идиотскую фразу
"Не суть важно", которую потом стали бездумно повторять. Между
тем, "суть" -- это старинная форма глагола "быть" в 3-м лице
МНОЖЕСТВЕННОГО числа.
А это частое курение Штирлица! Если он так блестяще обходился
без женщин, разве не мог он аналогично обходиться и без курева?!
В целях воспитания советской молодежи, так сказать. А товарищам
по работе он мог бы объяснять, что не курит из подражания фюреру.

 

 

В комментарии к фильму, предшествовавшем показу, заявили, что
фильм использовался в школах КГБ в качестве учебного пособия.
Меня это несколько зацепило, и придирки поперли из меня сами
собой.

1-я серия.
Голос за кадром: советские танки куда-то там вышли. Но в
кадре в это время отнюдь не танки, а самоходные артиллерийские
установки (САУ): тоже с пушками и на гусеничном ходу, но это
всё же не танки.
Штирлиц спрашивает начальника тюрьмы насчет физика Рунге:
применяли ли к нему метод устрашения? Но причем здесь началь-
ник тюрьмы? Метод устрашения -- элемент следственной тактики, то
есть исключительная прерогатива следователя. Начальнику тюрьмы
соваться в следствие не положено. По просьбе следователя он
может, конечно, тоже немного попугать, но это занятие вовсе не
такое тяжелое, чтобы просить кого-то о помощи. Да и немцы ведь:
люди, склонные к порядку. Ну, спросил бы Штирлиц хотя бы, к
примеру, так: "Не знаете ли вы случаем ...?"
Штирлиц приезжает домой и получает от горничной корреспонден-
цию, в том числе несколько писем. Вряд ли он отсутствовал больше,
чем один день, а писем уже несколько. Но от кого?! Человек рабо-
тает в разведке, идет война, все родственники -- в Советской
России. Неужто прислали счета из магазинов? Я не служу в развед-
ке, войны нет, родственников -- до чёрта и больше, а из писем
получаю раз в месяц счёт за коммунальные услуги. Наверное, я
очень подозрителен.
В шифровке, полученной Штирлицем, упоминаются "высшие офицеры
службы безопасности СД и СС". Но СД это и есть "служба безопас-
ности" (SicherheitsDienst).

2-я серия.
Голос Ефима Копеляна за кадром читает личное дело Геббельса:
"Образование среднее". Я чуть рот не раскрыл от удивления.
Общеизвестно же, что Геббелса называли "доктор Геббельс". Ведь
наверняка не за то, что ловко "ставил клизмы" врагам рейха! Тот
же голос за кадром вкрадчиво сообщает, что Гитлер якобы назначил
Геббельса гауляйтером Берлина в 1944 году -- за доблесть,
проявленную при подавлении мятежа. Сразу же после фильма я
бросаюсь к книжке Елены Ружанской "Геббельс. Портрет на фоне
дневника", когда-то с удовольствием прочитанной. На стр. 17
уверенно нахожу: "Позади университет, защищена диссертация".
Листаю дальше. Страница 68: "1928 год. Уже продолжительное время
Геббельс возглавляет национал-социалистическую организацию
Берлина. Гайляйтер Берлина." Не думаю, что советская пропаганда
в этом случае намеренно чернила Геббельса, но ведь не в таких
же простых вещах ошибаться! Конечно, я не подозреваю, что КГБ
про###л СССР из-за того, что обучал свои кадры по "Семнадцати
мгновениям весны".

3-я серия.
Голос Копеляна: Гиммлер руководил созданием концентрационных
лагерей на оккупированной территории СССР, Польши, Венгрии,
Югославии. Но территория Венгрии не была оккупирована немцами!
Венгрия была союзницей Германии. В Советской Армии награждали
медалью "За освобождение Варшавы", "За освобождение Праги"
и т. д., но медали "За освобождение Будапешта" не было. Зато была
медаль "За взятие Будапешта". Может, зачислив Венгрию в число
оккупированнх стран, хотели оказать венграм честь? Ерунда
какая-то!
Снова Копелян: Штирлиц считал Гиммлера одной из самых сильных
фигур Третьего Рейха. А что тут считать-то, если это было оче-
видно и никакой особой проницательности не требовало?! Вот если
бы он считал такой фигурой Кейтеля или Штрайхера, в этом была бы
какая-то новизна, заставляющая подозревать особо изощренное
мышление или же легкую припыленность.
Штирлицу прислали в Греманию жену -- посмотреть на нее десять
минут издалека в кабачке "Элефант". В первый и последний раз
за двадцать лет. Большевистский секс. Одна из самых фальшивых
сцен советского кино, из-за чего половая жизнь Штирлица стала
темой для анекдотов. Великая загадка 1970-х: кто был Штирлиц?
Импотент? Гомосексуалист? Онанист? Тайный любовник фрау Заурих
или Габи? Неужто верный муж, страдающий от воздержания из горячей
приверженности высокой советской морали? И разве не подозрительно
для полковника СД не иметь не только "связей, порочащих его", но
и вообще никаких "связей"? Ведь наипервейшие объяснения будут:
гомик или шпион! Потому что истинные арийцы с нордическим харак-
тером должны как-то размножаться. Зорге вот был тоже шпионом
Москвы, но все знали, что с любовницами у него порядок. Конечно,
присутствие жены или любовницы, а тем более детей, потребовало бы
от Семенова совершенно другого сюжета. В общем, халтура. Крутить
ее курсантам высших школ КГБ можно разве что для развития крити-
ческого мышления.

6-я серия.
Обергруппенфюрер СС Вольф шлет из Швейцарии Гиммлеру сверхсек-
ретное письмо о своих переговорах с Аланом Даллесом и очень
боится, что оно попадет в чужие руки. Надо думать, не зашифровал.
Интересно, он в самом деле был такой растяпа или только у Юлиана
Семенова? Ну, конечно, может быть, не просто хотел перегружать
Гиммлера дешифровкой. Тот предпочитал рисковать своей головой и
головой Вольфа, а не возиться с шифром.

 

Авторство нижеследующего текста не мое, но рекомендую ознакомиться:

Это чуть ли не единственный советский
фильм, в котором нацисты показаны не моральными уродами, а вполне
здравомыслящими людьми, патриотами, хорошими товарищами. Причем
показаны неспешно, так что можно всмотреться в них и где-то даже
к ним привязаться. Они симпатичны. Подозреваю, что без этого
фильма гитлеристское движение "Русское национальное единство" не
появилось бы на свет.
Антисемитскому глазу, наверное, бросается в глаза обилие евреев
среди создателей этого фильма. Ну просто какой-то еврейский
междусобойчик получился. Случайно так вышло или хотели этим что-то
выразить -- не знаю. Может быть, кто-то всего лишь не удержался от
соблазна продвинуть "своих", кто-то -- от соблазна воспользоваться
случаем. Но, по-моему, только подставились. Не могу сказать, что
плохо поработали, но ведь надо же и осторожность соблюдать!
Дочь Юлиана Семенова зовется Ольгой Семеновой. Лядрес --
не то. Но с чего бы? Подумаешь, фамилия нерусская. У Фета с
Блоком тоже нерусские. Да и Фонвизин с Лермонтовым недалеко ушли.
К любой фамилии публика привыкает. Любопытно: Юлиан Семенов
писал заявление с по поводу переименования себя, или же ему КГБ
подсобил без бумажки -- за особые заслуги перед Родиной? Вообще,
по-моему, смена имени -- дело не очень хорошее: то ли просто
неискренность, то ли вовсе обман. Ладно, если меняешь, к примеру,
Педерсена на Гамсуна, Кастриоти на Скандербега. Даже замену
Мицкевича на Коласа можно понять. Но зачем же Пешкова на
Горького?!