Крещенский сочельник

 


     День, предшествующий великому двунадесятому празднику Крещения Господня (19 января), именуется Крещенским сочельником. Так же, как и сочельник Рождественский, это – день строгого поста, которым заканчиваются святки – праздничные дни после Рождества Христова. В этот день совершается Литургия святителя Василия Великого, читаются паремии – отрывки из Ветхого Завета, в них прообразовательно говорится о Святом Крещении, о таинственных свойствах воды, через которую сообщается людям благодать Божия. Так же, как и в сам праздник Крещения, в храмах совершается особый чин – великое освящение воды. Вода, освященная в эти дни, именуется крещенской или великой агиасмой и обладает особенными благодатными свойствами освящать материальные предметы и врачевать духовные и физические недуги. У православных верующих существует благочестивый обычай ежегодно, набрав крещенской воды, окроплять ею свои жилища. Таким образом, мы испрашиваем благословения Божия своему дому, помощи себе в благочестивой и богоугодной жизни, а также очищаем свое жилище от воздействий бесовских сил – врагов нашего спасения. Крещенскую воду следует благоговейно хранить в течение всего года и относиться к ней, как к великой святыне. Святитель Иоанн Златоуст говорит: …ныне мир просветляется во всех частях своих: радуется прежде всего небо, передавая сходящий с небес глас Божий, освящается полетом Духа Святого воздух, освящается естество воды, как бы приучаясь омывать вместе с телами и души, и вся тварь земная ликует. Один только диавол плачет, видя святую купель, приготовленную для потопления его могущества.

Святое Богоявление. Крещение Господне

     Господь наш Иисус Христос принял Крещение в водах реки Иордан в 30-летнем возрасте. Пред тем, как Ему выйти на Свое служение спасению мира, Богом был послан великий пророк Иоанн Предтеча (т. е. предшественник), чтобы приготовить людей к принятию Господа. Св. Иоанн проповедовал при Иордане и крестил приходящих к нему крещением покаяния. Когда же Сам Господь пришел к нему, чтобы тоже креститься, Иоанн говорил Ему: ''Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?'' Но Христос настоял на этом – не потому, что Сам имел нужду в Крещении, но для того, чтобы ''исполнить всякую правду'' – т. е. исполнить закон, ''водами погребсти человеческий грех'', освятить водное естество и подать всем нам образ и пример Крещения. Крещение Господне именуется также Богоявлением, потому что при этом событии миру явлены были все три Лица Святой Троицы: Бог Сын крестился в Иордане, Бог Отец свидетельствовал о Нем голосом с Небес: ''Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение'' (Мк.1,11), и Бог Дух Святой сошел с небес на Христа в виде голубя. По древней традиции в этот день на Руси после праздничной Литургии совершались крестные ходы на реки, водоемы и источники с совершением чина великого освящения воды.
 


     Мы знаем о том, что в течение 30 лет после Своего славного рождения Господь и Спаситель наш Иисус Христос прибывал в доме Своей Пречистой Матери и мнимого отца Иосифа Обручника, где научился от него столярному делу, которым тот владел. Но наступило время, когда Господу необходимо было исходить на общественную проповедь, на благовествование вечно живой евангельской Истины. И перед тем, как Христу выйти на эту проповедь, появился в Иудейской земле, как об этом предвещали пророки Божии, Креститель Господень Иоанн, который должен был уготовать пути Господа, ибо он за некоторое время – примерно за полгода до Крещения Господня возвестил всему Израилю о скором пришествии Христа Спасителя. Его проповедь вместе с крещением на реке Иордан началась с призыва о покаянии, а первыми словами Иоанна Предтечи были слова: ''Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное'' (Мф.3;2). По свидетельству евангелистов, очень много людей стекались на Иордан, чтобы креститься от Иоанна. Люди шли к нему для того, чтобы принести Богу свое искреннее, чистосердечное покаяние в тех многих грехах, которые они совершали. И среди этих людей, которые пришли, чтобы крещением покаяния уготовать свое сердце для встречи с Господом, в большинстве своем, были простые люди, были воины, мытари. Но среди них не было старейшин иудейских, первосвященников, книжников и фарисеев, ибо они в своей гордости и в мнимой праведности не внимали тем словам, с которыми к ним обращался Иоанн Креститель. И очень страшно читать то, что говорил Предтеча, обращаясь к ним: ''Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь (Мф.3;10). Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым'' (Мф.3;12). Я думаю, что вы со мной согласитесь, что эти слова относятся не только к тем, кто мог слышать их во время земной жизни Иоанна Крестителя. Эти слова относятся и к нам с вами. И сейчас, когда мы готовимся к такому знаменательному событию и празднику, как Крещение Господне, Богоявлению, всем нам необходимо внимательнее вслушаться в эти грозные и обличающие слова Иоанна Предтечи. Но кто-то может подумать: ''Да ведь жизнь-то у меня еще только в расцвете сил, я еще не так стар, чтобы задумываться по-настоящему над смыслом своей жизни, чтобы приносить Богу искреннее, полное и чистосердечное покаяние в своих грехах. У меня еще многое впереди!'' Может быть и так. Но вслушайтесь еще раз в эти слова Иоанна Крестителя. Не дай Бог нам быть той соломой, которую Господь сожжет огнем неугасимым! К сожалению, опыт нашей жизни, которую мы называем христианской, свидетельствует о том, что чаще мы бываем не пшеницей, приносящей добрый плод, а той самой соломой, которая и будет сожжена в момент второго и страшного пришествия Спасителя. Мы очень часто говорим о своем христианском призвании и даже превозносимся над теми, кто по ряду причин не познал Христа и не принял Его Крещения. Конечно, Крещение, которое кто-то из нас принял в младенческом возрасте, а кто-то – в сознательном, необходимо каждому спасающемуся человеку, это таинство открывает двери Церкви, двери Царства Божия. Но нам необходимо помнить о главном: Господь не спасает нас без нашего участия. А здесь многие думают примерно так: ''Я – крещеный человек, значит, имею полное право утверждать, что я – человек верующий, человек Божий. Я, может, бываю в храме не так часто, но иногда свечку ставлю, бывает, исповедуюсь и причащаюсь, хоть и сам не знаю, для чего это нужно. Но я делаю это и надеюсь, что Господь даст мне место в Царстве Своем. Я ведь все сделал, Господи, как Ты сказал. Что Тебе еще нужно от меня, Господи?'' Конечно, и слава Богу, мы, наверное так не говорим, ведь было бы страшно с таким дерзновением обращаться к Богу. Но жизнь наша, дела наши свидетельствуют о том, что мы являемся формальными христианами. Не так, поверьте, жили те, кто именовался в полном смысле этого слова христианином! Впервые этим словом были названы антиохийские христиане. За что? За то, что в своей жизни они несли имя Христово высоко и свято. И язычники говорили: ''Как они живут! Как они любят друг друга!''