Реплика дня

 

5 января 2003 г.

МАТЕРИЯ


Вы предлагаете мне посмотреть, что построите вы относительно решения занимающего вас вопроса об единстве материи и сил на основании химических законов, с целью объяснить все посредством движения. Очень рад просмотреть... Хотя я и не силен в естественных науках, в особенности в химии, но общее можно увидеть, идет ли оно или нет, с точки зрения христианской. И наперед можно сказать, что коль скоро у вас дело пойдет на самообразование мира (тяп-ляп, вышел корабль), то, конечно, это незаконно. Даже и то незаконно, если вы ограничитесь только силами и законами, не показав, откуда взялись силы, и кто преемник и блюститель законов. Ибо и это есть молчаливая теория самообразования мира. Я где-то встречал толки о единстве материи и сил и о выводе или объяснении всего из движения. Мне показалось там все мечтательным и произвольным. Что есть материя? мы не знаем. Знаем только элементы или стихии неразложимые. Они слагаются и разлагаются, вследствие чего являются вещи разные. Сложение и разложение химический процесс. Видимая сторона процесса движение. Материя inners недвижима. Для ее движения совершенно законное требование силы. Таким образом, вы забираете все, что неизбежно представляется в вещественном мире. Но смотрите, что может повести вас к сути дела. Движение совершенно внешнее дело. Оно ни к чему не может привести. И я не понимаю, как выставляют его, как деятеля, когда оно есть действие? Спрашивал некто: "Объясни мне, как мы ходим?" И получил в ответ: "Сам не знает!" Переступаем с ноги на ногу и ходим. Тут вся суть движения выражена, т. е. что оно не дает ничего, кроме видимой стороны производства вещей. Не в движении сила, а в движущем. Направление движения сложение и разложение химический процесс. Это и в минеральном, и в растительном, и в животном царстве. Но сложение и разложение тоже внешняя форма. Скажите: кто слагает и разлагает?.. И как? И почему так?.. Это даст настоящее знание формы сложения и разложения. Химия подвела под законы и величается: знай-де нас, вот до чего мы дошли!.. На деле же ни до чего не дошли. Это тоже: переступаем с ноги на ногу и ходим. То, что говорят: вот это с этим сродно и соединяется, а это с этим не сродно и не соединяется, тоже есть только в другой форме выражение. Итак, химическое разложение и сложение само тоже ничего не объясняет, а требует объяснения. Сверх того, кроме составления материальных вещей, вся начальная часть физических явлений выходит из владений химии. То объясняется другими поговорками, больше всего законами тяготения. Но и это не все. Есть еще часть невесомых.., для коей другое требуется. Как же теперь все объяснить на основании химических процессов?! Разве и вопрос так поставить: в своей области, т. е. в составлении вещей... материальных. Это будет дело. Но и тут самостоятелен ли, независим ли химический процесс? Химический процесс сам по себе везде одинаков. Как же бывает, что в одном случае из него выходит мертвая вещь, а в другом растительная, в третьем животная? Химия внушает, что химический процесс состоит в сторонней высшей его власти, которая что повелит ему, то он и делает. В образовании вещей мертвой природы химический процесс состоит под одной властью, в растительном царстве под другою, в животном под третьею. Следовательно, вам предлежит взойти до сих властей. Иначе у вас все останется по-старому неясным. Кто эти власти? Невещественные силы душевного свойства с инстинктом производить то и то, по норме в них вложенной Богом, сопровождаемым некиим темным чутьем. Это Лейбницевы монады. Всякой такой силе подчинены: свет, тяжесть, теплота, электричество, магнитность и ваш химизм, посредством которого она приводит в угодное ей движение стихии и строит вещь, которой норму носит в себе. Вот смотрите. На одном дюйме земли: трава, ландыш, будылка 1 какая-либо... Воздух, земля с элементами и прочее все одинаково. Каким же образом выходит, что из них одинаковых, по одинаковому химическому процессу, выделываются разные растения и еще козявочки тут же разные? Не объясните этого, не допустив означенных им сил душевного свойства. Всяко ограничиваясь одним химическим процессом и еще не определенными указаниями на законы естества, вы ничего не объясните. Недавно какой-то немец в основе явлений всех положил волю. А кто Волящий, не указал. И осталась его теория на воздухе. Воля, точно, повсюду видна и воля смыслящая и свое дело хорошо понимающая. Но не указывая, кто Волящий, мы указываем только факт, не объясняя его. И то, что я сказал, тоже предполагает волю. Но тут же есть и волящий невидимая, невещественная сила душевного свойства. Но и эта теория, если ее принять, не доводит дела до конца. Откуда эта сила? Бог создал. Их бесчисленное множество. Как всякий человек имеет свою душу, так всякая вещь свою невещественную силу, которая ее образует и держит, как ей положено Богом при создании ее. Что во всякой вещи в растении, в животном... есть такая невещественная сила, владеющая естественными силами и стихиями, и посредством их строящая вещи и их держащая до положенного термина, это осязательно видно!.. Кто эта сила? Или фатум, или Бог, или Богом созданная сила? Фатум преглупая вещь. У материалистов она царит, ибо у них на вопрос: отчего то и то, так и так, всегда один ответ: так-таки... Выражается это фразою: законы-с такие... Если Бог все, пантеизм не меньше нелепый. Остается последнее. И это есть моя теория. Этих сил много. Как они не самобытны, то им необходимы подставки субстрат, на коем держаться. Необходим еще и общий направитель. То и другое может быть отнесено к Богу так: держатся сии силы волею Божиею; хочет Бог, и они существуют и действуют по норме, в них вложенной. Тою же волею и направляются; ибо, имея способность инстинктуального чутья, они могут воспринимать мановения всеправящей воли Божией и исполнять ее. Но мне думается, гораздо удобнее субстрат им положить душу мира, тоже невещественную, душевного свойства. Она заведывает теми малыми силами и направляет их по вложенной в нее норме. Привходит сюда и Бог непосредственно, когда по Его планам сие нужно. И се чудо! Без чуда миру нельзя стоять. Се также закон промышления. Все идет по предначертанному и под действием созданных Богом сил. Но все держит Бог Вседержитель и всюду входит, когда нужно Своими действиями и направлением сил. Вот моя философия!.. Ею я объясняю все, что задает геология, и все, что предоставляет опыт. Тут мысленного ничего нет. Все фактично, как самое бытие мира. Прописать все понудило меня желание проложить вам дорогу, чтобы вы шли до конца и не бросали своей теории: на воздухе висеть... Все это я вам вчера сгоряча наговорил. Ныне думал было бросить в печь, но раздумал, чтоб только сказать вам, что верующие имеют полное право втесняться с духовным в область вещественного, когда материалисты лезут с своею материею, без зазрения совести, в область духовного. И на нашей стороне разумность, а на их безтолковость. И это не потому, что всякий кулик свое болото хвалит, но по существу дела. Материальное не может быть ни силою, ни целью. То и другое вне его. Оно лишь средство и поприще для духовных сил, по действиям духовного начала (Творца) всяческих. Поворотите с земли на небо, и легко вашей фаворитке химии, а то она уткнула нос в землю и роется в ней, как некая тварь пятачком своим.

Святитель Феофан Затворник
Ответы на вопросы духовной жизни. Выдержки из писем святителя. (2, п. 266, с. 112 117).

 

15 января 2003 г.

 

Если смотреть в БСЭ, то атеизм - это неприятие религий, убежденность в том, что все религии - обман (это я по памяти пересказываю), т.е. атеист - это не просто 'безбожник', а так сказать, убежденный безбожник.
Безверующий, по моему мнению, - это человек, который не только в Бога (богов) не верит, но и не верит во всю остальную мистику и чертовщину (в Деда Мороза, привидения, колдунов и пр.)

Цитирую БСЭ.
"Атеизм (франц. atheisme, от греч. а — отрицательная частица и theos — бог; буквально — безбожие), отрицание существования бога, каких-либо сверхъестественных существ и сил и связанное с этим отрицание религии."

То есть атеист отвергает и Деда Мороза, и колдунов, и инопланетян, и всякую восточную "психоэнергетику", всякие ауры, чакры, "каналы" и пр., и пр. Он отвергает вообще всё сверхъестественное.

 

17 января 2003 г.

Уверенность в том, что с предрассудками надо бороться сама является предрассудком эпохи Просвещения. Так что это даже не модно и несовременно. Это тогда, в 18 веке считалось, что человеческое сознание как чистый лист бумаги. Человек рождается и начинает заполнять этот чистый лист. И он должен все проверять, чем заполняет. Так вот на практике это совсем не так, и многое сначала принимается на веру (доверие родителям, учителям и т.п.) и усваивается как предрассудок,т.е.суждение не поверенное опытом и рефлексией рассудка. Например, Земля вращается вокруг Солнца - суждение для большинства людей так и остающееся предрассудком. Но даже начав сначала, научившись критически мыслить, человек никогда уже не сможет вернуться к "чистому листу". Тот же язык на котором мы мыслим, сплошь состоит из предрассудков. Например, различие верха и низа, правого и левого. Физика полагает равнозначность всех направлений. А мы все руководствуемся этими "предрассудками"
Сейчас по крайней мере в гуманитарных науках за предрассудками прочно закрепилась конструктивная функция - без них ничего не понять, ни практически сделать невозможно. Например, суждение вкуса - одно мне нравится, от другого воротит. На первый взгляд - предрассудок. А если всмотреться, то напр.дурнопахнущее - часто и несъедобное и ядовитое. Опыт поколений, свернувшийся в этой реакции является более позитивной вещью, чем испробывание любой гадости на вкус самому. То же с религией. Она очерчивает те реалии, на познание которых в короткой человеческой жизни никаких сил и времени часто не хватит,
но человек умирает, встречается с ними, и говорит: "А я думал это все предрассудки".

23 января 2003 г.


"В своей книге «Человек не одинок» президент Нью-Йоркской Академии наук Кресси Моррисон говорит, что люди находятся сейчас на заре научной эры и каждое новое открытие проявляет перед ними все с большей силой и яркостью дело премудрого Творца... «Что касается меня, — говорит Моррисон, — я имею семь оснований для веры. Прежде всего, основываясь на нерушимых законах математики, можно доказать, что наша вселенная была задумана и создана великим конструктивным Разумом. Наличие живых организмов на нашей планете предполагает такое неимоверное количество всяких условий их существования, что совпадение всех этих условий не может быть делом случая. Земля, например, вертится вокруг своей оси со скоростью тысячи миль в час. Если бы она вертелась со скоростью ста миль в час, наши дни и ночи были бы в десять раз более длинными и Солнце сжигало бы наши растения в течение этого дня, в то время как этой длинной ночью замерзли бы даже те совсем малые ростки, которые смогли бы днем появиться. Далее, Земля отдалена от Солнца точно на такое расстояние, при котором огонь Солнца обогревает нас достаточно, но не слишком. Если бы он посылал нам только на 50 градусов меньше или больше тепла, мы бы или замерзли, или умерли от жары.
Земля имеет наклон по эллипсу в двадцать три градуса, что вызывает различные времена года; без этого наклона пары, поднимающиеся с океана, перемещались бы по линии Север-Юг, нагромождая лед на наших континентах. Будь Луна всего в пятидесяти тысячах миль от нас, вместо того чтобы отстоять приблизительно на двести сорок тысяч миль, наши океанические приливы были бы столь огромны, что затопляли бы сушу два раза в день... Если бы наша атмосфера была более разреженной, горящие метеориты (которые сгорают миллионами в пространстве) ежедневно ударяли бы с разных сторон, производя пожары... Эти примеры и множество других показывают, что нет ни одной возможности на миллион, чтобы жизнь на нашей планете была "случайностью"».

"Объяснить происхождение жизни на земле только случаем – это как если бы объяснили происхождение словаря взрывом в типографии...
Невозможность признания, что великий и дивный мир с нами самими, как сознательными существами, возник случайно, кажется мне самым главным доказательством существования Бога. Мир покоится на закономерностях и в своих проявлениях предстает как продукт разума – это указывает на его Творца".Чарльз Дарвин (1809–1882), естествоиспытатель.

Блез ПАСКАЛЬ
"Есть только три разряда людей. Одни обрели Бога и служат Ему, люди эти разумны и счастливы. Другие не нашли и не ищут Его, эти безумны и несчастливы. Третьи не обрели, но ищут Его, эти люди разумны, но еще несчастны."

Луи ПАСТЕР
"Потомки в один прекрасный день от души посмеются над глупостью современных нам ученых-материалистов. Чем больше я изучаю природу, тем более изумляюсь неподражаемым делам Создателя. Я молюсь во время работ своих в лаборатории."

Фред ХОЙЛ, современный британский физик и философ
"Представление о том, что программа, заложенная в живую клетку, могла развиться случайно в первобытном супе на Земле, в высшей степени абсурдно... У меня сложилось впечатление, что большинство биологов в глубине души понимают правду, но они настолько запуганы ее возможными последствиями, что готовы принять любую линию поведения, лишь бы только отойти от нее."

Думаю, приведенного вполне достаточно. Выводы делайте сами. Sapienti sat!

 

25 января 2003 г.

Книга американского психиатра Скотта Пека “Нехоженый путь” была издана в 1979г. Колоссальная популярность сделала “Нехоженый путь” национальным американским бестселлером. Скотта Пека сравнивали с Эрихом Фроммом и Ролло Мэем. Много лет спустя “Нехоженый путь” по-прежнему читают и высоко оценивают.
Американские христиане хорошо знают этого автора. Книги Скотта Пека “Нехоженый путь” и “Люди лжи” неоднократно появлялись в списках самых раскупаемых книг в разделе “евангелическая литература”. 520 недель, т.е. целых 10 лет, “Нехоженый путь” не покидал списка бестселлеров, публикуемого в Нью-Йорк Таймс. За это время было продано около 5 миллионов экземпляров. И основной аудиторией Скотта Пека стал так называемый библейский пояс Америки, штаты, с наибольшим процентом протестантского населения. Интерес верующих людей к книге Скотта Пека совсем не случаен.
Пек - практикующий психотерапевт. Строго говоря, его книга это ещё одна попытка на материале психологических наблюдений сформулировать некий универсальный рецепт избавления от внутренних конфликтов. Прилавки книжных магазинов забиты такими книгами, написанными психологами, настолько же самоуверенными насколько лишёнными чувства вкуса. Церковный человек, да и вообще любой человек, чутко реагирующий на пошлость, наверное, побрезгует читать книги с названиями типа “10 ступеней к счастью” или “15 шагов на пути к успеху”. Тем не менее, такая психология для профанов пользуется популярностью. В любом журнале для чтения в метро посреди астрологических прогнозов, карикатур и анекдотов обязательно будет напечатан какой-нибудь психологический тест с трафаретным названием “Узнай себя”.
Ничего действительно нового Скотт Пек своим пациентам и читателям не предлагает. Он учит тому, что дисциплина это необходимое условие правильного воспитания, что личностный рост без самопринуждения невозможен, что бегство от решения проблем только усугубляет проблемы, что любовь это деятельное внимание по отношению к любимому, а не пассивное чувство эмоционального удовлетворения - в общем никаких открытий, вопреки пышной аннотации на обложке: “Новая психология любви, традиционных ценностей и духовного роста”.
Изящный юмор и остроумный стиль сглаживают впечатление от изложения совершенно банальных истин в первой главе книги Скотта Пека “Нехоженый путь”. Глава называется “Дисциплина”. Пек посвящает несколько страниц описанию основополагающего принципа эффективного распределения времени, который всегда лаконичная русская народная мудрость описывает короткой фразой: сделал дело - гуляй смело; делу время - потехе час. То, что ложь разрушает человеческие отношения известно и без Скотта Пека. То, что открытость это доброе качество добрых людей, а эгоцентризм и скрытность это свидетельство отсутствия внутреннего мира - это можно понять и без консультации психолога. Правда, Пек приводит достаточное количество интересных примеров из собственной практики, что существенно оживляет книгу и настраивает на доверительный лад.
Доверие и симпатия к автору растут при прочтении второй части “Нехоженого пути”, озаглавленной весьма просто и бесхитростно - “Любовь”. Истинная любовь или временная влюблённость, любовь или эмоциональная зависимость, любовь или ещё одно проявление невроза. Тема Скотта Пека стара как мир, но читать всё равно интересно. Впрочем, о том же самом почти теми же словами написано в “Искусстве любить” Эриха Фромма, и в не самом худшем тексте Клайва Льюиса так и озаглавленном “Любовь”. Эти простые мысли призваны именно своей простотой впечатлить безнадёжно запутавшегося американца, испуганного и беспомощного. В мире, где правит невидимая сила капитала, он ищет чего-то настоящего, осязаемого и правдивого. Общество, до сих пор вопрошающее “Что есть истина?”, нуждается в таких книгах, обличающих неискренность и фальшь, потребительство и эгоизм.
Самыми интригующими являются третья и четвёртая главы “Нехоженого пути”, озаглавленные соответственно “Развитие и религия” и “Благодать”. Для Пека религия, вера в Бога - это важные, необходимые элементы личностного роста. Стиль жизни верующего человека это как раз и есть путь к целостности и решению внутренних конфликтов, который в начале книги обещает указать Пек. Благодать это реально действующая сила, влияющая на ход лечения, свидетельствует Пек. Это и подобные замечания относительно религиозного фактора в жизни человека не могут не вызвать сочувствие у верующего человека. Признание терапевтической ценности веры и молитвы, видимо, и сделало “Нехоженый путь” столь популярной книгой у американских евангелистов. В самом деле, это - книга, которая может привести человека к вере.
Однако меньше всего хочется делать Скотту Пеку рекламу, тем более в христианской среде. Книга, о которой шла речь, к сожалению, оказалась не последней в его творческой биографии. В течении 80-х годов Пек написал ещё несколько книг и к концу 90-х окончательно похоронил свою репутацию. С Пеком случилось, наверное, самое худшее, что только могло случиться. Он организовал вместе с женой движение с несколько туповатым названием “Центр любви”. В программе "Центра Любви" с сектантским пафосом заявляется, что Пек и его жена наконец-то выяснили как спасти мир от гибели и как сделать чтоб всем было хорошо. Для этого надо просто относится к людям с любовью. Как этому научиться - этому посвящён специальный курс лекций и брошюра за 4 доллара 99 центов.
То, что Пек пишет сейчас, отличается от того, что он писал в 1979г. в первую очередь подурневшим стилем. Теперь его тексты представляют собой мутный кисель из громких ничего не значащих фраз вроде “любовь спасёт мир” - это и есть девиз "Центра Любви", проводящего учебные семинары и организующего рассылку многополезных брошюрок, описывающих цикл занятий на тему “Как научиться любить и быть любимым”.
Пек безнадёжно деградировал. Он стал учителем жизни, гуру от психологии. Написавший когда-то неплохую книгу о жизни и о проблемах личностного роста, он сам застыл в собственном развитии. Он звал своих читателей идти нехоженым, то есть узким путём, а сам пошёл самым широким из возможных. Заявив в 1983 году о том, что он стал христианином, в действительности он так и не стал им. Легче зарабатывать деньги, обещая мгновенное счастье и сверхвозможности. Его психотерапевтическая методика, которую он рекламирует в своих книгах, - не больше, чем очередная пустышка из цикла “Исцели себя сам”.
Поверхностный и неинтересный, буржуазный и пошлый Скотт Пек - типичный суемудрый психолог, не знающий и не понимающий природу человеческой души. Чтение “Нехоженого пути” может ввести в заблуждение - книга бодрит и местами радует, но более подробное знакомство с личностью автора портит всё впечатление.
Жаль…

 

21 февраля 2003 г.

Есть знакомый диакон. Бывший психолог. Служит в Храме. Работает в фирме. Женат. Все хорошо. Но вот незадача. Режется в игры компьютерные. Да другим раздает и берет поиграть. Об этом узнала прихожанка, она же сотрудница той фирмы где он работает и приткнулась. Да сильно приткнулась. Соблазн? Соблазн от диакона? Так что ему жернов на шею? Или дайте совет что делать будущему священнику и прихожанке.

Можно ли играть в азартные игры? Азарт от дьявола? А доведение до азарта? Что думаете????

                   Слово сказал Юрий.

 24 февраля 2003 г.

Юрий!!!!!!!Что вы из мухи слона то лепите???????????????????

 6 марта 2003 г.

Плохо, что не уточнили, в какие игры он играет.

Если в компьютерные шахматы или шашки, то еще ничего, хотя и там рубятся фигуры, головы летят во все стороны.

 

1.Но все же думаю, что дьякон молодой и играет в игры покруче – или в стратегии или в аркады, стрелялки, ходилки.

 

2. Это говорит о том, что в душе он кем-то не реализовался, то ли несбывшийся полководец, то ли боец спецназа. Где-то так.

 

3. Еще это говорит о том, что у него все же работает фантазия, которая требует пищи каждый день. Мужские мечты, как вы помните, не исчезают ни от дьяконства, ни от женитьбы.

 

4. Грех этот все-таки из разряда легких. И диакон обрекает себя на вечное диаконство, так как Господь, сердцеведец, не допустит до сана человека с остатками темных фантазий.

 

5. Даже в диаконстве с ним могут случиться всякие неприятности. В наказание и по Божьему попущению. Например, гонение архиерея и введение его в сан чтеца.

 

6. По человечески жалко диакона. Хотя 89 % компьютерщиков режутся в эти игры в минуты одиночества. Я, например, люблю стратегию, хотя все время проклятые диски ломаю – житья от них нет.

 

7. Мы живем во времена хронических соблазнов. Ими переполнена земля,  и у диакона, коль только игры, это еще легкие формы искушений.

 Я, например, знаю батюшек, которые не брезгуют сверхдорогими подарками, например, квартира умирающей старушки, или импортный новехонький автомобиль.

 

8. Что делать нам – глядя на все это?

Я думал, ну что с ними сделаешь, коль они считают себя искренно ближе к Богу, чем остальные люди, и эта обособленность от общества видна в них простым взглядом?

  Ничего. Бог им судья! А вам – спасения!

 

 Выздоровления от этих напастей и спасения!

 

 

 4 августа 2003 г.

 

Николай Заболоцкий — стихотворение “Цирк”:

Цирк сияет, словно щит,

Цирк на пальцах верещит,

Цирк на дудке завывает,

Душу в душу ударяет!..

…Над ними небо было рыто

Веселой руганью двойной,

И жизнь трещала, как корыто,

Летая книзу головой.

На последний страшный номер

Вышла женщина-змея.

Она усердно ползала в соломе,

Ноги в кольца завия.

Проползав несколько минут,

Она совсем лишилась тела.

Кругом служители бегут:

— Где? Где?

Красотка улетела!

 

 

 27 сентября 2003 г.

Прошло десять лет с того времени, как Священный Синод заявил: «Властью, данной нам от Бога, мы заявляем, что тот, кто поднимет руку на беззащитного и прольет невинную кровь, будет отлучен от Церкви и предан анафеме.»
В последнем номере газеты "Завтра" опубликована статья главного редактора газеты Проханова под заголовком "НА КОМ "АНАФЕМА" 93-ГО ГОДА?". Вот выдержки из нее:
" Земля десять раз обежала солнце и вновь, в конце сентября, занимает пространство Вселенной, где витают таинственные воспоминания и образы восстания 93-го года.
Синий, как утопленник, Ельцин возглашает с экрана "переворотный" Указ 1400, распускает Советы и российский Парламент. Ночные туманы у Дома Советов, где погашены окна и уличные фонари окружены фиолетовыми льдистыми кольцами, в которых движутся погребальные "духи тьмы".
"Клевреты Лужкова окружают Парламент зубчатой "спиралью Бруно", ставят вокруг оцепление, отключают от Дома Советов воду, тепло, электричество, и в гнетущих потемках огромное пленное здание похоже на снежный сугроб. Подземными катакомбами смельчаки проносят в Дом Советов пищу, запас батареек, свежие комплекты газет, а оттуда, по туннелям и трубам, гонцы пробираются к войсковым гарнизонам, тщетно взывая о помощи. Митинги в разных районах Москвы, в холодных дождях ОМОН избивает народ, топчет начищенными сапогами упавших стариков, бьет дубинами беспомощных женщин. На Смоленской спецназ пускает в ход пистолеты, пробивая черепа демонстрантам".
Бойня в "Останкино". Бешеные бэтээры бьют в упор по толпе, давят скатами горячие трупы, и какой-то подросток неумелой рукой, повторяя жестом "панфиловца", кидает флакон с бензином на корму бэтээра-убийцы. Утренний штурм Парламента. Убийства людей на баррикадах. Танки Грачева поджигают белый Дворец. Страшная черная копоть застилает Москву. Снайперы стреляют по окнам. "Альфа" в скафандрах, похожая на инопланетян, проникает в Парламент, принимает капитуляцию у Руцкого. Вывод защитников из горящего дома, удары цепей, пытки ОМОНа, расстрелы на стадионе "Асмарал", как во времена Пиночета. Страшные дни поражения. Патрули и аресты. Избиения и побеги в леса.
В эти студеные осенние дни мы славим героев, поминаем погибших. Припадаем губами к полотнищам прострелянных флагов — красному, черно-бело-золотому, андреевскому. Сладок, как мед, поцелуй. Горек, как осенняя полынь.
В эти же дни случился предвыборный съезд "Партии Ельцина", возросшей на костях и пепле защитников Дома Советов. "Съезд победителей, людей поедателей" был обставлен мрачными ритуалами подземного царства. Вначале вкатили орудийный лафет, на котором громоздились четыре недвижных истукана, основатели партии, похожие на каменные статуи Бамиана, уцелевшие от разрушения талибов. У каждого во рту была берцовая кость. За ними двигался катафалк со скифскими бабами, поставленными в губерниях для поедания населения. У каждой под ногами был трупик умершего ребенка. Далее везли платформу, где теснились бессчетно ряженые деревянные идолы, кто в военном мундире, кто в чиновном пиджаке, кто в наряде эстрадной певицы. Все были посыпаны золой из труб крематориев. Над ними летел птеродактиль, вспорхнувший с плеча первого президента России. Держал в костяном клюве заклепку с утонувшего крейсера "Курск", кусочек серебристой антенны с сожженной станции "Мир", газовый баллончик "Норд-Оста". Перепончатые крылья были подбиты горностаем с черными хвостиками.
Вся процессия медленно прокатила по огромному ковру, на котором метровыми буквами был выткан "Закон о выборах", оставив на законе грязные колеи. Лафет задел колесом председателя ВЦИК, и тот отскочил, лепеча про "честные выборы". Катафалк наехал ему на лицо, сломал нос, и он успел прокричать о запрете на преждевременную агитацию. Платформа переехала председателю ноги, и он потребовал от госчиновников оставить работу на момент предвыборной кампании. Птеродактиль обрызгал его бело-желтой пахучей жидкостью, которую тот принял за редкий сорт майонеза. Процессия, источая смрад, под “Свадебный марш” Мендельсона и унылые стенания волынок проследовала на запад и канула в преисподней, откуда валил дым и раздавались подземные раскаты грома.
В эти дни великих поминаний и скорбей, совпавших с днями предвыборной суеты и тщеты, народу видны только две партии. Та, что стояла насмерть на баррикадах Дома Советов, пела "Варяг", водила крестные ходы. И та, что стреляла из танков, пытала на стадионе, обирала трупы убитых."

Валентин.

 30 сентября 2003 г.

Уважаемый Валентин!
Давно уже кем-то высказана мысль, что мученики октября 1993 года - новый сонм русских святых.
Самое поразительное, что из полутора тысяч замученных Антихристом Ельциным, нам известны имена около двухсот. По ним каждый год служат панихиду. Но мы же знаем, что есть еще более тысячи мучеников, погибших при обстреле, растерзанных палачами Антихриста. И каждый год 4 октября люди приходят к стадиону, к святому месту, многие падают на колени перед крестом, установленным в честь великомученников. Для тех, кто голосовал за Антихриста, непонять, что это место - русская Голгофа. Чем дальше от тех событий, тем величественней, святее, выше становится подвиг новых русских святых. И пусть фарисеи не считают их таковыми. Мы их почитаем святыми и будем почитать всегда!

 

2 октября  2003 г.


Сегодня в нашу церковь приходят двумя путями.
Одни люди приходят потому, что искали истину. Они искали Небо, а войдя в Церковь, кроме неба обрели еще и землю – почву под ногами. Они искали истину, а нашли свою родину. До крещения история и культура России казалась им (и мне) скопищем несуразностей и ошибок. Но принятие Евангелия дало возможность стать единомысленным с Андреем Рублевым и Достоевским…
А есть люди, для которых первична не философия, а боль за свою Родину. Они болеют за страну, мучаясь все время вопросами – кто мы такие, откуда, зачем? И однажды они начинают понимать, что невозможно ответить на эти вопросы, не разобравшись, что же такое православие. В поисках земли они обретают Небо.
Но встречаемся все мы в одном месте – в храме. И вместе можем сказать о себе словами кинчевской «Трассы Е-95»: «Я иду по своей земле к Небу, которым живу».
Наша вера предполагает, что нам интереснее безнадежные дела. Зачем заниматься тем, что и так обречено на успех? Мы беремся только за то, что обречено. И, случается, побеждаем. А Вы еще спрашиваете, почему православие в основе своей авантюрно! Да противостоять сегодня исламу — это такая авантюра: с нашим-то внутренним разбродом, с таким изломанно-перевязанным инструментом! Особенно если учесть, что войну ведь приходится вести на два фронта. В противостоянии исламскому фундаментализму ведь надо еще предохраниться от зачатия своих, «православных» террористов и инквизиторов. В русской церкви сегодня немало людей, которые несут в себе семена нашего собственного «ваххабизма». Ой, как верно поет Константин Кинчев: «Устоять на краю, да не пасть в самосуд, Вот такое дано - дело нам».
Песни Кинчева – это протест против потребительства. Материализма. Банального примитивизма. Бестрагического понимания жизни. Беспросветный оптимизм – вот их главный враг, я думаю. Разумеется, моя оценка не должна быть глобальной. Я не могу сказать, что русский рок – весь из себя такой хороший, белый и пушистый. Это не так, он очень пёстрый. Я вижу по интернетовским дискуссиям: люди нередко цитируют весьма и весьма антихристианские цитаты из каких-то рок-групп. Но если кто-то из писателей – сатанист, из этого было бы поспешно делать вывод, будто у Церкви конфликт с Союзом писателей. Рок – это просто средство, форма объяснения человека с человеком о том, что наболело.
В определенном смысле грохочущий рок сродни молчаливой медитации. И там и там внешний мир как бы отрезан, есть только я и то, думать о чем, переживать что мне сейчас важно. В медитации молчание отрезает человека от внешнего мира. В роке грохот оглушает, то есть делает то же самое: внешнее, обыденное уже не пробивается. Но «медитировать», конечно, можно о разном. Сходство техники не означает единства опыта.
Я не думаю, что если положить текст Кинчева на сладенькую мелодию, то он от этого выиграет. Совсем не выиграет.
Христианство не должно быть «сладеньким». В нем есть место и Божию гневу. А какая музыка лучше, чем рок способна это выразить?

                                 Диакон Андрей Кураев.


 

4 октября  2003 г.

А что делать? Слушаю «Свободу», а мозги непроизвольно фильтруют – здесь точно брешут… здесь наполовину сбрехали… а вот здесь, вероятно, похоже на правду.

Ну, нет у нас больше в стране программы со спокойным, человеческим подобием аналитического общения. Всё остальное – клоунада, реклама, музыка, а ее больше часа слушать невозможно.


Вот, точно! Я этих тоже постоянно слушаю. Враги, но профессионалы…
Один Парамонов чего стоит, вот кого нам бы на форум. :-)
Правда, когда говорит Стреляный, так и хочется добавить Недо…

   Сергей Степанов.

5 октября  2003 г.


 И я был там.
Помню этот день и эту ночь.
После прорыва оцепления вокруг парламента я был на площади до глубокой ночи.
Дневное ликование к вечеру сменилось напряженным ожиданием атаки ельцинских войск. Но до конца не верили, что армия вмешается, даже после останкинского расстрела (где побывал отец).
Часу в третьем прошел слух, что танки уже движутся к центру города по Ленинскому проспекту, что, якобы, их кто-то уже видел.
Я сел в машину, проехал от Белого Дома где-то до Ломоносовского, везде пустынно, никаких признаков танков не обнаружил, вернулся назад...
Часа в три на площади стало уже тише, многие разошлись по домам, отец тоже отправился ночевать домой (до этого он почти каждую ночь проводил у парламента, а я - наверное меньше половины ночей...)
Вот и я уехал в эту ночь...
Утром, рано-рано, около шести, разбудили меня дребезжащие стекла. Удары выстрелов, рокот вертолетов... Все было кончено.
Зачем я тогда не остался? Именно в эту ночь. Стыдно до сих пор...
...
Вечная память погибшим... Светлая память...

                  Вадим, атеист.


 29 октября  2003 г.

Замечательный артист, поэт и удивительный человек имеет гораздо большее для нас ЗНАЧЕНИЕ, чем мелкое, никчемное существование, арест и пребывание в тюрьме грязного вора, каким является Ходорковский.

Ходорковский провел последнее десятилетие в роскоши, Филатов провел это время в нужде, борясь с тяжелой болезнью, которая, скорее всего, могла бы быть предотвращена, если бы Российское здравоохранение, среди прочего, не было обескровлено такими кровопийцами как Ходорковский, которые высасывали жизнь из страны и лишали ее средств к сушествованию.

Судьба этих двух людей отражает глубинную болезнь России сегодняшнего дня и показывает, ЧТО ДОЛЖНО ИЗМЕНИТЬСЯ в нашем обществе: достойные люди должны быть награждены, воры должны быть наказаны.

Это столь же просто, как и очевидно.

------------------------------------------------------------------------------------

An amazing artist, a fine poet and an outstanding human being, is of FAR GREATER CONSEQUENCE than the pathetic little villainous existence, prosecution and incarceration of that sleazy thief, Khodorkovsky.

Khodorkovsky spend the last decade in obscene luxury; Filatov spent it in great poverty, struggling to get by, fighting off a disabling disease that he would never have contracted had Russian medical care not been left to deteriorate while vermin like Khodorkovsky sucked the lifeblood of the country and stripped its assets bare...

Who am I left to lament? You guess. The fate of these two men reflects what is profoundly, disturbingly wrong about Russia even today: and what MUST CHANGE -- good people must be rewarded and evil thieves must be punished. It's really that simple.

30 октября  2003 г.

Уважаемый Алексий,
на 1 миллион в год уменьшается население России.
Пособие на ребенка - 2,5 долл. в месяц.
В той же Германии оно составляет более 700 долл.
Если бы выделять хотя бы по 100 долл. на ребенка в месяц, процесс был бы остановлен.
Рожали бы больше детей.
Стоимость проекта - USD 100 миллионов.
Для обращения вспять - usd 200 миллионов.
Человек о котором мы говорим задекларировал за прошлый год личный доход USD 8 миллиардов.
На одного.
Помочь деторождению для таких как он - как отказаться от восьмого десерта в ресторане, когда уже не лезет.
Какой же вывод? Даже если может быть окажется, что нужно платить 200 - 300 долл. в месяц для стимулирования рождаемости - это как они говорят, не вопрос.
То есть народ, хозяин недр не имеет права на результат их использования и должен вымирать. И даже не ради благосостояния отдельных олигархов - от них не убудет. а с какой-то другой целью.
Не знаю, как назвать то, чем занимаются эти люди но это - не бизнес.
Оскорблять их - как плевать в проносящийся поезд, надо осознавать, что мы живем во враждебной обстановке, где человеческая жизнь ничего не значит для "элиты", которую мы с умилением рады видеть "неуехавшими". Куда он поедет - там порядки другие, я видел много двойных репатриантов - пожив в Израиле возвращаются в Россию.

                                                     Кулдошин О.В.

 31 октября  2003 г.

"Сообщили, что потери российской экономики, связанные с арестом Ходорковского и соответствующей реакцией биржи, на сегодня составили 18 млрд. долларов."

Вах-вах-вах-вах! Как потеряли? А хорошо искали? В банке смотрели? Пад кроватью? Нет?
Казаков не находил. Клементьев тоже не находил. Даже я не находил!.. Может, Васыль? Не-е, Васыль, не отрываясь, за полусгинувшей косой наблюдает - ему не до того! :0)

Думаю, народ знает где искать - ведь если где-то у кого-то доллары пропали, то где-то у кого-то эти доллары появились (I закон сохранения долларовой массы).

"Крест на груди в густой шерсти,
народ как хором ахнет:
"За ноги надо потрясти,
Глядишь, оно и звякнет!"
И точно..." (далее по тексту)

Иоанн.

 

2 ноября  2003 г. По следам "Баязет"

Признаюсь, я был уверен, что за 3 недели показа фильма тему уже открыли. Хотя вроде искал тщательно, но ничего нет. Не знаю, на сколько я прав, но мне представляется эта премьера событием в нашей культурной жизни.
Набивший оскомину жанр телесериала начинает приобретать новые черты, очередной раз подтверждая постулат о том, что нет плохих жанров, а есть плохие произведения. Об этом я еще задумался, посмотрев "Идиота" В.Бортко. После премьеры "Баязета" я только утвердился в этом мнении.
Сам факт подробной, "доскональной" экранизации литературного произведения всегда представлял источник споров. Законы кинематографии и литературы разные, нельзя с одной меркой подходить к этим разным областям. Поэтому любой многосерийный жанр (даже не сериал) выигрывая в деталях, возможно проигрывает в какой-то стратегии. Не берусь судить. Сейчас речь о другом. Двенадцатисерийный "Баязет" представляется мне вообще каким-то новым словом в жанре отечественного сериала хотя бы по количеству статистов, батальных сцен, эпизодов общего плана вообще, да и просто по качеству игры. Но и не это главное.
Наконец-то на российском телевидении (не считая упомянутого "Идиота" Бортко) прозвучала тема России. Тема ее героического прошлого на примере малоизученных страниц истории. Тема сути воинского служения, доблести и чести. Следуя довольно подробно авторскому повествованию, создателям фильма удалось очень тонко передать дух романа. В основе патриотизма лежит жертвенность, как и в основе всякой любви. Чего стоят только некоторые эпизоды фильма, например, когда изможденная Ольга-Аглая берет драгоценные капли воды, принесенные ей, чтобы напоить раненых; или короткий эпизод, в котором старый русский солдат держит на руках спасенную турецкую девочку (живая аналогия, не правда ли?)
Любое произведение несет в себе печать времени. Нельзя представить себе подобный фильм, к примеру, в начале 90-х. Поэтому-то и появляются основания утверждать о некотором изменении сознания людей. Хочется верить в необратимость этого процесса.

Григорий Оброков.

 

10 ноября  2003 г. Христианский мир Гарри Поттера.



Несмотря на то, что тема произведений Дж.Роулинг уже многих достала, в том числе и меня, все же выскажусь. В основном насчет критики мнения диакона Андрея в некоторых темах. Просто удивительно, как люди не замечают очевидные вещи.

Вместо того, чтобы рассуждать о том, какие в ГП есть рецепты колдовства и как Роулинг связана с сатанизмом, лучше бы подумали над ответом на очень простой вопрос:

А что, собственно, такого привлекательного в мире "Гарри Поттера"? Массовой раскрутке подвергалось множество фильмов и сказок, однако массовых игр в "Терминатора" и "Нео с Троицей" что-то не отмечается. Что такого привлекательного в том "волшебном мире", в котором живут и действуют ученики Хогвартса, что "виртуальные Хогвартсы" множатся не по дням, а по часам (только в Рунете около 200, а в самом большом, т.н. "Хогвартсе Сириуса", количество учеников около 1000), что игры в "Гарри Поттера" стали сродни прежним играм детей в героев революции или Юрия Гагарина?

В конце концов, чем так нравится замок, где лестницы меняют направление, как захотят, а заблудившихся учеников может съесть трехголовый пес? Есть ли в мире хоть одна школа, в некоторые коридоры которой запрещено входить под страхом смерти? Чем так нравится полет на метле сквозь дождь и снег по сравнению с перелетом в кресле комфортабельного аэробуса?

Тайная власть над окружающими? Да какую такую власть имеет несчастный ребенок, которого за то, что он магией дал отпор существам, высасывающим душу, за эту самую магию судили и хотели изгнать из общества! Какая власть у него, если в приемной семье над ним издеваются чуть ли не как в зоне, а за попытки воспротивиться - грозятся выгнать из мира волшебников? Какая такая власть у тех, кто боится пылесосов и турникетов в метро?

Собственная исключительность? Ага... проявляющаяся тем, что бедного Гарри с малых лет пытаются замочить самым зверским способом, и даже в Хогвартсе пытаются затравить как учителя, так и некоторые ученики.

Просто власть над миром как таковая? Да уж... заклинание пошло как-то не так, и готов труп и сирота Luna Lovegood, а чтобы научиться хотя бы поднимать предмет магией, приходится учиться полгода. И это в то время, когда вокруг полно компьютеров, автомашин с мягкими сиденьями и кондиционерами, а уж по возможностям разрушения и убийства Вольдеморт не сравнится даже с обычным пилотом F-16 (а что вы хотели - против крылатой ракеты с волшебной палочкой... ну куда искры кедавровские добросишь, дорогой?). К настоящему времени человечество накопило столько средств власти над миром, что они и не снились всем магам Роулинг вместе взятым. Одна Хиросима чего стоит.

Так в чем же проблема? Почему все больше людей в мире согласны - именно ВНУТРЕННЕ СОГЛАСНЫ - отказаться от удобного и комфортабельного мира современной цивилизации и отправиться в Хогвартс, чтобы общаться там не через "дружелюбный интерфейс", а засунув голову в камин? Почему полет на метле представляется более привлекательным, нежели полет на мини-аэроплане с подогреваемым сиденьем и кофеваркой под левой рукой?

А причина проста.

Она именуется - САМОДОСТАТОЧНОСТЬ магов "волшебного мира".

В самом деле. Возьмите ГП или любого из его друзей, разденьте догола и отправьте ночью в зимний лес одного. Ему будет достаточно сломать с дерева волшебную палочку и наложить парочку заклятий, чтобы через пару недель он смог полностью восстановить свое привычное окружение - от дома до метлы. Ну, а теперь возьмите обыкновенного ребенка "компьютерной эры" и поместите... ну, даже не раздетым и не в зимний лес, а в летний и с набором инструментов. Если он даже выживет - как скоро он сможет собрать компьютер или хотя бы велосипед?

Вся технология магического мира, все его премудрости заключаются в самом волшебнике, и возможность их применения заключена тоже лишь в нем самом - в степени его усилия и знаний. У него нет глобальной, чуть ли не онтологической зависимости от воли и действий других людей, от общества - нет той зависимости, которая есть у всех нас, живущих в технологическом обществе. Волшебник мира Роулинг внутренне самодостаточен - все, что нужно ему, заключается лишь в нем самом. Все же окружение, стены замка, метлы, волшебные палочки и волшебные фотографии, он либо может сделать сам, либо в них не нуждается, т.к. они нужны ему лишь для развлечения. Даже самое сложное в получении, компоненты для зелий, можно найти в дикой природе.

Вот именно эта самодостаточность и привлекательна в мире Роулинг. Именно принцип "все свое ношу с собой", воплощением которого являются маги мира ГП, и заворожила детей и многих взрослых во всем мире. Особенно детей - ведь их зависимость от общества наиболее сильно выражена: без "игры по правилам" в виде получения модного образования, соблюдения "общественных приличий" не стать не то что успешным, а и просто более-менее полноценным членом общества.

Данный вывод весьма хорошо прослеживается и в других литературных произведениях жанра "фентези". Лишь те из них, в которых волшебники обладают самодостаточностью, имеют шансы быть популярными. Возьмем Геда из "Волшебника Земноморья" - вся его мощь заключена лишь в нем, знания лишь ее раскрывают, да и то могут быть получены самостоятельно. Вот и причина "Хьюго" - бесспорно, вкупе с литературным талантом автора. А сотни "фентези", в коих маги обязаны искать сложные артефакты, и без них представляют собой нули без палочки, уже забылись. В книгах же Роулинг (пусть и не особо талантливых) эта самодостаточность мира магов выражена в необычайной степени - вот и читают ее во всем мире те, кому так надоело во всем зависеть от цивилизации...

13 ноября  2003 г.

Ну, а теперь посмотрим, каков же будет ответ на основной обсуждаемый вопрос - какому мироощущению соответствует мир магов ГП? Христианскому или оккультному?

Если посмотреть на оккультные науки, то можно поразиться: все они в один голос говорят о необходимости "открыть себя для космических стихий". Впусти в себя "волю космоса", повинуйся ей - и будешь счастлив. Что такое астрология, как не глобальное утверждение зависимости человека от космоса? Что такое "уфология", как не утверждение зависимости человека от инопланетян? Что такое современная магия, как не утверждение зависимости человека от всевозможных гадалок, цыганок, колдунов, которые не дай бог нашлют порчу? "Слияние с космическими ритмами", а по сути - рабство, зависимость им: вот что проповедуется во всевозможных "руководствах по магии". Даже артефакты - талисманы, амулеты - предлагается покупать в специализированных магазинах: о технологии их самостоятельного изготовления речи нет нигде ("коммерческая тайна", как же...).

Иными словами, современный оккультист как раз не самодостаточен. Ему нужны расположение звезд, воля космоса, "космическая любовь", а его магия не действует без артефактов и амулетов.

В то же время Христос как раз и пришел, чтобы сделать нас самодостаточными, избавить нас от рабства этому миру! "Я пришел, чтобы имели жизнь, и имели с избытком", имели ту самую "жизнь в себе", по которой так тоскует современный мир. В самом деле, "кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?" То, что дает Христос, не зависит ни от каких внешних условий: пустынники древности много лет жили вдали от людей и от общества и достигали невиданных высот духа. Единственно, что нужно для этого - вера, и она позволит творить любые чудеса: "ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: "перейди отсюда туда", и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас". Не "расположение звезд", не "мощный артефакт" и, наконец, не гора динамита - а вера. Сколько же веры будет у каждого из нас - зависит от нас самих.

Поэтому "фанат ГП" куда как ближе к христианскому мировоззрению, чем к оккультному. Да даже если допустить, что таковой, пожелав по-настоящему "учиться магии", придет в магазин "магической атрибутики", то что он там увидит? Таблицы "воли звезд", согласно которым надо строить свою жизнь, и без которых "никакое дело не будет успешным"? Амулеты за огромную сумму, которые надо носить с собой и при утере которых будут большие проблемы? Рекламу всевозможных "бабок" да "гадалок", которые после первого же "сеанса" принуждают регулярно их посещать почище сектантов? И как на это отреагирует тот, кого так привлек мир ГП? Да убежит оттуда со страшной скоростью, ибо зависимость от компьютеров да метро хоть понятна, а тут...

И, может быть, зайдет в Церковь. И услышит, что ничего в мире не в силах лишить нас даров Божиих. И для получения их не нужно ничего из этого мира: ни связей, ни денег, ни образования. Достаточно всего лишь желания - и то, чего не отнять, будет у тебя. Да, может быть, мы и не можем мановением палочки развести костер или полететь на метле - но и оккультисты этого тоже не смогут, а у нас к тому же есть еще и возможность обрести веру, могущую не только разводить огонь, но и двигать горы. Да что там, в конце концов - раз в год в Иерусалиме совершается торжество веры, наглядно демонстрирующее, что могут верящие люди...

Поэтому не стоит так пугаться, видя массовое увлечение ГП во всем мире. Оно, кстати, еще и показывает, как люди истосковались по истинным ценностям и истинному пути - пути, ведущему к "жизни в себе", "жизни с избытком", к независимости от окружающего мира, от общества, от собственных грехов и комплексов, наконец... К тому, для чего, собственно, нас и создал Господь - ибо человек есть "сотворенный Бог". К истинной свободе - от ига рабства.

Нам надо лишь не упустить этого шанса и показать, что только Церковь даст им то, чего они жаждут. Ибо тот, кому надоело быть рабом этого мира - уже хотя бы взглянул на Христа.


18 ноября  2003 г.



В связи с вышеизложенным интересен такой примечательный факт.

Можно довольно четко проследить взаимосвязь массового интереса к жанру фентези и научно-технической революцией. Сама фентези как жанр появилась в годы 2 мировой войны и особенное развитие получила с 60-х годов - когда в обиход людей стремительно стали входить химические, биологические, компьютерные технологии.

Однако популярность фентези имела место быть отнюдь не во всем мире! Обратите внимание, что в Советском Союзе как жанр фентези не достигла и десятой доли той популярности, что имела место быть на Западе. В то время как в Англии дети и подростки играли в хоббитов, в СССР игры были - в космонавтов, в исследователей планет, в подводников. И это при том, что фентези издавалась и в СССР, по меньшей мере "Хоббит" и "Волшебник Земноморья" выходили. Но - не находил этот жанр популярности! И это при том, что "зависимость от мира вещей" нарастала и в СССР, хоть, разумеется, и в меньшей степени, чем на Западе.

Почему так?

Благодаря огромному количеству литературы и деятельности тогдашних СМИ советские люди воспринимали техносферу как нечто, принадлежащее абсолютно всем. Не отдельным фирмам, не крупным корпорациям - а народу. Ни у кого не было никаких препятствий к изучению технологий, наработанных человечеством - все зависело лишь от его усилий по самообразованию. В то время как на Западе даже те, кто желали приобщиться к сумме технологий, из-за практики "коммерческой тайны" и "ноу-хау" не имели такой возможности.

Поэтому техносфера для советского человека была областью, сделанной им и для него, он ждал от нее помощи и служения себе - в то время как на Западе техносфера в своей основе воспринималась как средство извлечения из человека прибыли. Для советского человека техника - это то, что человечество наработало для расширения собственных возможностей и для независимости от природных и иных условий. Для западного человека техника - это прежде всего то, что кто-то сделал для получения прибыли, а значит - она направлена на нужды этого человека лишь постольку, поскольку эта направленность помогает решать основную задачу - прибыльности.

Иными словами, для советского человека техносфера была не ограничителем его самодостаточности, а как раз средством достижения этой самой самодостаточности! Окружив себя всевозможной техникой и зная принципы ее работы, умея властвовать над всеми этими вещами, человек становился независимым от природных и иных сил.

Но для этого - нужно именно знать эти принципы! В то же время на Западе именно последнее и невозможно: из-за античеловечного характера общественного строя никто "ноу-хау" делиться не станет. Да и уделять человеку достижения техносферы тоже никто не будет - как-никак, сама направленность развития техносферы там суть удовлетворение платежеспособного спроса, а не потребностей. Иными словами, техносфера западного общества - это еще и средство господства богатых над бедными: новые технологии разгона демонстраций доступны лишь имеющим капитал, но не их противникам.

В этом и секрет того, что в советское время, за исключением самых поздних стадий, фентези не являлась популярным жанром. Нет, бесспорно, всегда были люди, мечтающие переместить возможности техносферы внутрь человека - стоит лишь вспомнить произведения Георгия Гуревича, да и того же Ивана Ефремова. Однако даже у них не было того фундаментального противоречия между собой и окружающим миром, между техносферой и человеком, которые и привели к расцвету фентези на Западе. Магия по типу ГП у советских фантастов - это средство саморазвития, онтологически не отличающееся от совершенствования техносферы. В отличие от западной культуры, где такая магия - суть средство независимости прежде всего от общества, от направленности на использование людей в качестве источника прибыли, и техносферы - как одного из средств для этого.

Ал.Быстров.

30 января  2004 г.

 

Письмо А. Новикова Президенту Путину.

 

Шоу Голубой Обезьяны.


Вот и наступил Новый год. И когда под бой курантов все загадывали заветные желания, я тоже загадал. Я – это Александр Новиков, поэт и композитор, которого очень редко показывают по телевизору, который сочинил «Извозчика», «Помнишь, девочка?..», отлил колокола для Храма на Крови на месте расстрела семьи Романовых и много чего еще сотворил. В том числе и это письмо, после которого прекратят показывать, думаю и вовсе. А желание я загадал фантастическое: хочу, чтобы все написанное здесь прочитал Президент – мало ли каких чудес в России не случается!
Так вот. Пробили куранты, а далее надо бы как во все годы – гимн страны. Ан, нет. После двенадцатого удара – реклама. По-крайней мере так было на ОРТ. А дальше – концерт по всем каналам.
Уважаемый Владимир Владимирович! Если Вы не видели – много потеряли. А если видели, должно быть, многое поняли.
Лично я понял следующее. Какое же мне выпало счастье не участвовать в этой групповой ублюдизации великих произведений «Женитьба Фигаро» и «За двумя зайцами». Не прыгать в этом телебардаке, гордо именуемом «Голубой огонек», в стаде ряженых, изо всех сил изображающих радость на лице и праздник в студии. Выполняющих идиотские команды графоманов-режиссеров и произносящих дурацкие и наипошлейшие тексты бездарных сценаристов.
Мне не выпало «счастье» с гребнем на башке изображать графа, который, следуя оригиналу «Женитьбы Фигаро» не лупоглазый гей, а действительно мужчина, любимец женщин. А жене моей Маше, слава богу, не выпало «удовольствие» падать брюхом на стол, задирать подол, показывать задницу и вопить, и скакать из канала в канал в образе бордельной мадам. И орать, орать пошлятину, отсебятину и бредятину. Через экран на всю страну.
Бросились мои гости щелкать пультом – дай, другое что посмотрим. Ан, нет. Те же рожи, тот же бред, только в другой опере. Думали – пульт барахлит. Ан, нет! Все работает. И взяла тогда нас горькая тоска.
И только изготовились испить мы с огорчения стопку, –глядь! – какой-то дяденька в экране навстречу Великой кинозвезде зайчиком скачет. Пригляделись – культур-министр! Потрясающий по своей сценографии и задумке номер. Браво, министр! Вот и пригодился Ваш театральный опыт. Шикарно, феерично! Культур-мультур номер с большой перспективой на будущее. После 14 марта может Вам еще раз пригодится.
Потом вышел к микрофону один мой коллега в сталинском френче, заложил по-наполеоновски руку между третьей и четвертой пуговицей, да и запел. А глаза–то грустные. И вижу я, что все это он понимает и крючит его от этого потому, что он не глупый, но, как говорится, попал в поросячью стаю, в грязи можешь не колбасится, а подхрюкивать и подвизгивать будь любезен. И подумалось мне в который раз: Господи, как хорошо, что меня ты миловал!
И вспомнилась мне моя грустная тюрьма за мои грустные песни, вспомнились работники правоохранительных органов, которые меня за них сажали, а не – «менты», какими кличут сегодня их коллег… И вдруг, глядь – на экране генерал. Да не простой – милицейский. Гримасничает, подмигивает. Думал – ряженый. Или оборотень какой, специально для «огонька». Ан, нет. Действующий – Дирижером служит. Вот, ведь какая штука бывает в России – милиционер не поймавший ни одного преступника может дослужится до генерала. Майоры, подполковники, полковники райотделами командуют, сержанты и рядовые бандитов ловят, а генерал палочкой машет. А хор, милицейский, разумеется, кривляется, паясничает и рот под фанеру разевает. Сила!
И подумал я в эту минуту уже на полном серьёзе: будь я Президент, у меня этот генерал в первый же посленовогодний день истово маршировал в Чечне, а весь этот «милицейский» хор – на ночных улицах, на охране общественного порядка. И было бы это честно и справедливо по отношению и к гражданам, и к их милицейским коллегам, и к понятию офицерской чести и долга. Не за участие в «огоньке», а за кривлянье, приспособленчество и дискредитацию самого образа защитника общественной безопасности.
И потянулась рука моя сама собой к рюмке, но вспомнил я, что совсем не пью – ни водки, ни вина, ни пива. Ни в праздники, ни в будни. И не курю. И стало мне от этого еще плохей – на трезвую голову такое с восторгом не посмотришь. А смотреть надо. Хотя бы потому, чтоб написать это.
А друзья опять – бац! – на кнопочку. А там, в гостях у одного юмориста, одна звездная семейка. И опять – дешевка, пошлятина, бытовуха. Такое впечатление, что выворачивают нам в лицо свое грязное нижнее белье, трясут им, нюхают его, лобызают, сами от этого же кайфуют, не понимая, какие они в этот момент мелкие, жалкие и ничтожные. Ладно бы у себя дома. А то ведь через экран на всю страну, да и на другие страны.
От нашего с Вами имени.
Представляю, какими глазами, эти страны, тоже говорящие по-русски, глядят на нас.
И подумалось мне опять на полном серьёзе: вот оно видеоизображение пошлятины, нарциссизма, кумовства, торжества бездарности возведенной в ранг телевизионной политики развлекательного эфира.
Сегодня нашей стране как никогда нужны герои. Но для того чтобы они выросли из мальчишек, прототипы этих будущих героев должны быть уже сегодня на экранах, в кино, в книгах и в народной молве.
Козлобородые гуру, гребнеголовые зайки, борделетипажные примадонны, русофобствующие смехуны, воинствующие педерасты и иже с ними не имеющие пола вообще – неважные примеры для подражания.
Я умышленно не указал здесь ни одной фамилии кроме своей и Вашей. Почему? Потому, что про нас с Вами могут не понять. А про них понятно и без указания таковых.
А еще простите мне мою вольность связывать две фамилии – Вашу и мою. Но у меня есть по-крайней мере два основания, для того чтобы сделать это:
Вы, так же как и я не участвовали в этом шоу.
А я, так же как и Вы, люблю Россию.

Искренне, Александр Новиков.

 

Круто!:-)))) В глаз:-))